Третья особенность научного мышления в психологии — информационный подход к исследованиям. Это означает, что выводы о поведении должны основываться на объективной информации, полученной научными методами. Например, утверждение директора приемной комиссии колледжа о том, что «поступившие в этом году подготовлены лучше, чем те, кто поступал в прошлые годы» (в некоторых школах это говорят каждый год), заставит мыслящего научно человека ответить: «Давайте посмотрим данные по этому вопросу за этот и предыдущие годы», а также спросить: «Что вы подразумеваете под лучшей подготовкой?» Кроме того исследователи стараются выяснить, насколько информация, приведенная в поддержку определенного утверждения, соответствует этому утверждению. Если кто-то утверждает, что постоянный просмотр телевизора снижает детскую креативность, то ученые сразу спросят о типе и количестве полученных данных (например, как измерялась креативность и сколько собрано информации), о процедуре, используемой для сбора данных, и о способе их статистического анализа.

Исследователи-психологи используют информационный подход даже в повседневной жизни — они нередко размышляют о том, что говорят объективные данные по поводу какой-либо темы. Даже замечание соседа о том, что помидоры в этом году зреют лучше, чем раньше, может вызвать у исследователя множество вопросов для проверки этого утверждения (как именно вы подсчитывали помидоры последние два года? вы подсчитывали количество помидоров, собранных в день, или количество созревших в день? как вы определяете «зрелость»?). Есть определенный риск в использовании этого подхода — соседи, возможно, станут вас избегать.

Крайнюю степень интереса к сбору информации можно увидеть в примерах из жизни сэра Фрэнсиса Гальтона, британского исследователя, жившего в XIX в. Круг его научных увлечений включал дисциплины от географии и метеорологии до психологии. О важности его открытий в области тестирования умственных способностей будет рассказано в главе 9. Гальтон был увлечен построением выводов на основании собранных данных. Так, однажды он измерил интерес публики к различным театральным постановкам, подсчитав количество зевающих во время спектакля. Он изучал механизм ассоциации, подсчитывая количество родственных идей, приходящих ему в голову во время утренней прогулки, а также собирал данные о возрастной потере слуха — для выявления характеристик слуха он изобрел особый прибор (свисток Гальтона), издающий звуки разной высоты (Galton, 1883). Наиболее необычной из попыток Гальтона сделать выводы на основании информационного подхода было его изучение «эффективности молитвы» (Galton, 1872). Как и его родственник Чарльз Дарвин, Гальтон скептически относился к религии и решил проверить, «работают» ли молитвы. Гальтон рассудил, что если молитвы действительно эффективны, то молящиеся больные должны выздоравливать быстрее остальных. Аналогично люди, которые много молятся (например, духовенство) или за которых много молятся (например, король и королева Англии), должны жить дольше обычных людей. Гальтон также предположил, что шансов затонуть у кораблей с миссионерами на борту (за которых молятся многочисленные оставленные дома родственники) гораздо меньше, чем у других кораблей. Ни одно их этих предположений не сбылось. Например, работая с биографическими словарями, он нашел, что большее количество служителей религии живет в среднем 66,42 лет, тогда как адвокаты (люди, имеющие мало шансов на молитвенную поддержку) живут примерно столько же — 66,51 лет (данные из Forrest, 1974, р. 112). Гальтона по понятным причинам критиковали за его упрощенное понимание назначения молитвы, а его статье о молитве было три раза отказано в печати на том основании, что она «слишком убедительна и оскорбительна, чтобы не растревожить осиное гнездо» (цитируется по Forrest, 1974, р. 111), но его исследования несомненно иллюстрируют информационный подход к мышлению.

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...