Исследования показали, что выраженность такого когнитивного стиля, как социотропия, является стабильным фактором риска депрессии во всех возрастах. Что касается автономного когнитивного стиля, то он в наибольшей мере провоцирует риск депрессии на этапе ранней взрослости (25-35 лет). Однако в пожилом возрасте (от 60 до 85 лет) этот стиль не только не связан с депрессией, но, напротив, препятствует проявлению симптомов депрессии при наличии психотравмирующих событий. Иными словами, характер влияния когнитивного стиля (способа интерпретации происходящего) на депрессивное состояние человека является функцией его возраста (Mazure, Maciejewski, 2003).

В современных когнитивных теориях депрессии понятия когнитивного стиля было содержательно уточнено за счет выделения «негативного когнитивного стиля» и «позитивного когнитивного стиля» (Reilly- Harrington, Alloy, Fresco, Whitehouse, 1999; Gibb, 2002; Robinson, Alloy, 2003 и др.). Негативный когнитивный стиль — это тенденция интерпретировать причину неблагоприятного события, как связанную с собственным «Я», стабильную и глобальную, а также склонность выводить из данного события отрицательные последствия и отрицательную самооценку (например, «отчим наказал меня, потому что я совершил плохой поступок; я уверен, что со мной что-то не в порядке и что такие ссоры будут постоянно повторяться»). Противоположный набор свойств (тенденция интерпретировать неблагоприятное событие, осознавая его причину, как связаную с действием внешних, нестабильных и специфических факторов, не акцентируя при этом внимания на возможных нежелательных последствиях и не снижая самооценку) получил название позитивного когнитивного стиля (например, «отчим наказал меня сегодня за какую-то i ерунду, всего лишь потому, что он был в плохом настроении»).

В изучении когнитивных предпосылок депрессии отмечается , одна любопытная деталь: при наличии негативного когнитивного стиля депрессивные субъекты, как правило, фокусируют внимание на разных аспектах собственного «Я», а не на внешних реальных обстоятельствах. В свою очередь, « .внимание, направленное на себя, результируется в восприятии себя как менее "производящего причины", нежели внимание, направленное на окружение» (Abramson, Sackeim, 1977, p. 845).

Иными словами, между объективированной формой познава-ч тельного отражения (направленностью на изучение происходя-. щего) и субъективным чувством контроля (субъективным переживанием возможности влиять на ситуацию и ее возможные последствия в контексте позитивной интерпретации событий) существует достаточно тесная связь.

В целом в рамках феноменологии когнитивно-стилевого подхода на уровне теоретической модели можно выделить следующие уровни регуляции индивидуального поведения (рис. 16).

Рис. 16. Теоретическая модель, иллюстрирующая роль непроизвольного интеллектуального

Рис. 16. Теоретическая модель, иллюстрирующая роль непроизвольного интеллектуального контроля (когнитивных стилей) в регуляции индивидуального поведения

' Таким образом, есть основания полагать, что когнитивные стили в качестве метакогнитивных способностей я

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...