При размышлении о дальнейшем ходе эксперимента некоторые задумаются о том, «что произошло бы, если бы между показом видеозаписей и "обучением" прошло больше времени?» или о том, «как бы вели себя в роли "обучающих" испытуемые женского пола?»

Третий довод в пользу занятий экспериментальной психологией заключается в том, что даже если вы не приобретете никаких важных лично для вас знаний в ходе изучения этого курса, знание исследовательских методов сделает вас более разборчивыми и критичными. Мы постоянно сталкиваемся с попытками объяснения поведения. Они поступают из разных источников, от окружающих людей до разнообразных средств массовой информации, как серьезных (статья в солидном журнале о зависимости роста агрессивности от телепередач), так и низкопробных (газета-таблоид). Если последняя большинством не воспринимается всерьез, то написанная профессиональным писателем статья о влиянии телевидения способна вызвать доверие. При этом автор может не иметь никакого представления о важном различии между экспериментальным и корреляционным исследованием, а следовательно, можно ожидать, что корреляционное исследование будет описано в терминах причин и следствий. Изучив главу 9 данной книги, вы легко распознаете такую ошибку. Другой пример — распространенное мнение о том, что загипнотизированный человек может мысленно вернуться к моменту своего рождения и таким образом получить важную информацию о происхождении своих проблем. Из главы 3 вы узнаете о «скупых» объяснениях, после чего будете с сомнением относиться к подобным утверждениям и задумаетесь о том, какие другие объяснения можно дать рассказам пациентов о своих натальных переживаниях. Вы приобретете скептическое отношение к «бессознательно воспринимаемым» аудиозаписям (подобные записи, скорее всего, продаются в книжном магазине вашего колледжа).

В-четвертых, существует прагматический довод в пользу изучения методов эксперимента. Даже если вы не захотите стать психологами-исследователями, вы, возможно, станете практикующими психологами. Как и исследователю, практикующему психологу необходимо получить научную степень, предпочтительно докторскую. Все будущие консультанты, будущие клинические и школьные психологи будут проводить учебные исследования; данный курс — первый шаг к приобретению необходимых для этого навыков. Кроме того, ваши шансы поступить в хорошую аспирантуру сильно повышаются, если вы а) успешно справились с курсами методики исследований и статистики и б) участвовали в проведении исследований, еще будучи студентами. Исследование Норкросса с соавторами (Norcross, Hanych, and Terranova, 1996) показало, что для поступления в аспирантуру чаще всего требуется знание статистики и методов исследования, тогда как знание других курсов из различных областей психологии (таких, как психология развития или психопатология) не является необходимым во многих программах1.

Для профессионального психолога исследовательские навыки бесценны. Даже если вы не будете заниматься исследованиями, вам потребуется всегда быть в курсе последних изысканий в вашей области и критически изучать описания проведенных экспериментов. Более того, профессиональная клиническая деятельность подразумевает владение тем же научным способом мышления, который требуется для лабораторных исследований, — при работе с пациентами необходимо выдвигать гипотезы о причинах проблем, проверять их, используя различные терапевтические техники, а также систематически оценивать результаты. Работая в службе социальной помощи, вы будете иметь дело с аттестационными комиссиями и организациями, финансирующими вашу службу, которым потребуются доказательства эффективности вашей профессиональной деятельности. Как вы узнаете из главы 10, профессиональным психологам нередко приходится проводить оценку эффективности своих программ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...