Наиболее очевидная причина, по которой стоит заниматься исследовательскими методами, — это возможность таким образом узнать, как эти исследования проводятся. На мой взгляд, события в идеале должны развиваться так: вас заинтересует описание исследования, и вы решите самостоятельно его повторить, приобретая таким образом первый опыт еще будучи студентами, поработав вместе с преподавателями и, возможно, представив результаты на студенческой конференции, вы поступите в аспирантуру, защитите докторскую диссертацию по психологии, начнете карьеру исследователя и в один прекрасный день попадете в число получивших ежегодную награду АРА за «весомый вклад в науку». Конечно, я реалист и понимаю, что профессиональные интересы большинства психологов лежат не в исследовательской сфере, что многие не станут защищать докторскую диссертацию, а большинство из тех, кто защитит, не станут исследователями, и очень немногие из способных учеников получат престижные награды. Имеет ли смысл заниматься этим курсом, если вы не станете в будущем известными учеными? Конечно, да.

Это следует делать хотя бы по той причине, что курс методики исследований дает прочную основу для освоения других психологических дисциплин (социальной психологии, когнитивной психологии, психологии развития и др.). Различие между курсом методики и другими учебными курсами заключается, по сути, в различии учебного процесса и его содержания. Занятия данным курсом позволят вам освоить саму технологию получения знаний, которую вы будете в дальнейшем применять к любой области, представленной программами учебного плана. Социально-психологический эксперимент, касающийся конформности, может очень сильно отличаться от когнитивно-психологического исследования кратковременной памяти, но оба эти исследования будут объединены методом — способом получения знаний о предмете. Кроме того, встречающиеся в учебниках примеры исследований станут более понятными, если вы познакомитесь с методами интерпретации поведения, за которым наблюдал ученый.

Чтобы убедиться в этом, перелистайте какой-нибудь учебник по психологии. Очень вероятно, что почти каждый параграф будет содержать рассуждения о каком-либо типе поведения в сопровождении описаний исследований или ссылок на них. У меня на полке, например, стоит книга Майерса (Myers, 1990), в которой описано одно исследование влияния «жесткой» порнографии на мужскую агрессивность (Donnerstein, 1980). Майерс пишет, что экспериментатор «показывал 120 мужчинам нейтральные, эротические и агрессивно-эротические видеозаписи. Затем эти мужчины "учили" других людей (мужчин и женщин) соединять ничего не значащие слоги. Обучаемые выбирали слоги сообразно полученному за неправильный ответ физическому наказанию. Мужчины, которые смотрели фильмы со сценами насилия, применяли к женщинам более сильное наказание» (Myers, 1990, р. 393). Те, кто прочитают это описание, не будучи знакомы с методикой эксперимента, получат лишь общее представление, тогда как знакомые с ней смогут предположить, что исследование проводилось, скорее всего, по факторному плану 2x3, и понять, что оно показало преобладание эффекта взаимодействия над основными эффектами; что обе независимые переменные (характер видеозаписи и пол обучаемого) были управляемыми и это сделало интерпретацию результатов более определенной; а также то, что «жертвы» не испытывали болевых воздействий и были осведомлены о целях исследования (т. е. являлись соучастниками)1.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...