Предмет выбранного вами пособия, возможно, является самым важным из того, что нужно изучить, чтобы стать психологом. В начале этой главы мы хотим показать, что знания о методике исследований — необходимая часть психологического образования. Далее следует вводный обзор различных типов мышления — ненаучного, псевдонаучного и научного. Разграничение науки и псевдонауки для психологии особенно важно, так как многие распространенные «психологические истины» (например, представление об эффективности так называемых «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей») суть не что иное, как псевдонаучные заблуждения. Завершается глава разговором о задачах психологии и кратким описанием научной деятельности двух выдающихся ученых, работавших в области экспериментальной психологии, — Элеанор Гибсон и Б. Ф. Скиннера. Изучив данную главу, вы получите знания, которые сделают вас способными:

♦ доказать важность курса методики исследований;

♦ объяснить, в чем отличие его главных задач от задач других курсов, предусмотренных психологическим образованием;

♦ перечислить ненаучные типы мышления и описать их;

♦ описать характеристики научного типа мышления, на котором основана работа исследователей;

♦ распознать псевдонаучный тип мышления по его главным особенностям;

♦ описать основные задачи психологического исследования.

Немецкий психолог Вильгельм Вундт в своем двухтомном труде «Основы физиологической психологии» указал, что его книга представляет собой «попытку обозначить новую научную область» (Wundt, 1874/1904; курсив мой. — Дж. Г.). Вскоре после выхода книги в печать Вундт основал знаменитую психологическую лабораторию в Лейпциге, привлекшую студентов со всех концов Европы и Америки. Его примеру последовали американские университеты, и к 1892 году было открыто около 20 лабораторий (Sokal, 1992). В том же году была основана Американская психологическая ассоциация. Цель ассоциации была определена следующим образом: « .развитие психологии как науки. Все члены ассоциации обязаны принимать участие в этой деятельности» (Cattell, 1895, р. 150; курсив мой. — Дж. Г.).

Таким образом, пионеры психологии в Германии и США хотели, чтобы «новая психология» стала наукой. Постепенно психология отделилась от физиологии и философии и стала независимой дисциплиной.

Психологи тех лет видели в новой психологии науку о психической жизни, целью которой является точное понимание того, как психика структурирована, и/или того, как она влияет на адаптацию к окружающей среде. Для научного изучения психики было необходимо разработать особые методы и научить будущих экспериментаторов пользоваться ими, поэтому студенты, изучавшие новую психологию, занимались в лабораториях, где осваивали возможные подходы к исследованию. Одной из самых известных книг по психологии в то время был двухтомный (даже четырехтомный, если учитывать руководство для преподавателей) учебник для лабораторных занятий, написанный в начале XX в. выдающимся психологом-экспериментатором Э. Б. Титченером. Этот учебник использовался до середины 30-х гг.; на нем выросло целое поколение психологов-экспериментаторов (Tweney, 1987).

С тех пор отдельные методы заметно изменились, но и сегодня обучение студентов следует основанной тогда традиции. Таким образом, с самого возникновения психологии как науки преподавание методов исследования было в центре учебного плана. Студент, естественно, может усомниться в том, что он должен изучать курс исследовательских методов просто потому, что «его всегда изучали», поэтому необходимо представить другие, более весомые аргументы.

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...