Напротив, о принятии всей полноты информации о ситуации (объективированной форме ее отражения) свидетельствует преобладание экстрапунитивных, самозащитных и разрешающих реакций (т. е. тех реакций, которые связаны с осознанием ситуации как фрустрирую-щей, свободным выражением своего осуждения происходящего с открытым проявлением соответствующих эмоций, а также с ориентацией на поиск средств разрешения конфликта).

Результаты и обсуждение

В таблице 25 приводятся коэффициенты корреляции (по Спир-мену) традиционных показателей основных когнитивных стилей с локазателями методики «Волшебник» и методики Розенцвейга.

Как можно видеть из таблицы 25, преобладание объектной познавательной направленности при выполнении методики «Волшебник» предполагает использование более широких категорий, а также более высокую точность перцептивного сканирования (проявление рефлективности).

Таблица 25 Коэффициенты показателей когнитивных стилей с показателями методики «Волшебник» и методики Розенцвейга

Показатели

методики -«Волшебник» и методики Розенцвейга

пг/пнз

УДЭ/ШДЭ

И/Р

Р/Г

скорость

нахождения

простой

фигуры

в сложной

групп (слова)

количество групп (точки)

время первого ответа

количество ошибок

величина интерференции

т3-т2

T2/T1

Объектная направленность

.21

-.43*

-.21

.20

-.46*

.02

.07

Субъективно-личная направленность

.06

.21

.04

-.09

.29

.23

-.21

Функциональная направленность

-.25

.48*

.30

.08

.15

.01

.14

Е

-.10

-.51**

-.30

.11

-.35

.14

-.28

I

.27

.44*

.43*

-.11

.40*

.13

.17

М

-.20

.40*

.13

.07

.08

-.25

.28

OD

.25

.71***

.53**

-.04

.42*

.01

.32

ED

-.04

-.53**

-.21

.01

-24

.13

-.28

NP

-.40*

-.26

.26

.14

.21

.03

.12

Примечание. Знак « * » характеризует уровень значимости соответствующих коэффициентов корреляции: * — Р = 0,05; ** - Р = 0,01; *** - Р = 0,001; нули опущены.

Что касается выполнения методики Розенцвейга, то для по-ленезависимых испытуемых характерна ориентация на поиск средств разрешения конфликта (в виде типа реакций NP). В свою очередь, лиц, склонных использовать узкие категории, по критерию направленности реакций отличает минимизация признания и осуждения фактора фрустрации (Е), восприятие фрустрирующей ситуации через призму своего «Я» (I) и склонность к ее нейтрализации (М); по критерию типа реакций — фиксиро-ванность на фрустрирующем факторе (OD) и избегание открытого эмоционального реагирования на фрустрирующее препятствие (ED). Характерно, что большая часть значимых связей по стилю УДЭ/ШДЭ приходится на процедуру сортировки слов, что является дополнительным аргументом в пользу особой роли способности к понятийному обобщению относительно построения объективированных ментальных репрезентаций происходящего. Проявления импульсивности (при росте показателя «количество ошибок») сочетаются с восприятием фрустрирующей ситуации через призму своего «Я» (I) и фиксированностыо на фрустрирующем факторе (OD).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...