В настоящее время существует согласие относительно структуры личности, включающей экстраверсию, нейротицизм и допускающее выбор между готовностью к согласию/добросовестностью и психотицизмом. Достигнута также приемлемая степень согласия по поводу структуры способностей как она традиционно представляется, хотя необходимо принимать в расчет предлагаемое Стерн-бергом широкое толкование этого понятия.

Разумеется, процессуальные модели должны еще дождаться появления определенной согласованности со структурными моделями — вряд ли можно исследовать процессы, которые предположительно лежат в основе личности и способностей, если нет общего взаимопонимания по поводу подлинной природы основных параметров. Таким образом, большая часть процессуальных моделей носит довольно элементарный характер, но каждый месяц в журналах появляются сообщения о значительных новых достижениях в этой области/Корреляции между показателями способностей и показателями времени реакции, времени опознания и т.д. кажутся устойчивыми, хотя они значительно меньше, чем это утверждалось вначале.

Доказательства того, что и личность, и способности имеют существенную генетическую основу, абсолютно достоверны-, и в этих исследованиях также показано, что влияние разделенной (общей) среды на личность взрослого и общие способности очень невелико. Факт, который, с моей точки зрения, имеет весьма интересные следствия применительно к валидности некоторых теорий личности, подчеркивающих важность семьи для развития личности в онтогенезе. Возможно, что некоторые незначительные личностные факторы или способности могут испытывать на себе такое влияние, но g, E и N — совершенно определенно нет.

Хотя новые методы исследовательского факторного анализа постоянно совершенствуются, в настоящее время существует некоторое согласие относительно того, что эта методика может давать воспроизводимые факторные структуры при наличии данных должного качества, что являлось предметом определенных дебатов в 1970-е гг. Существует потребность в лучших тестах по числу выделяемых факторов, и даже есть необходимость как можно скорее включить в основные пакеты программного обеспечения те тесты, которые имеются в действительности.

Теория сложности заданий (особенно одно- и двухпараметри-ческие модели) широко принята как легитимная технология. Еще раз подчеркнем: независимая оценка параметров задания и личности представляла собой предмет дискуссии в 1970-е гг.

Клинически ориентированные психологи установили, что методики репертуарной решетки, Q-сортировки и т.д. продуктивно используются в психотерапии, хотя иногда трудно понять, каким образом их можно валидизировать. Однако здесь не место давать оценку успехам роджерсовской школы терапии и терапии школы личных конструктов!

Достигнуто общее согласие в отношении того, что психоанализ не является эффективной формой терапии и что некоторые аспекты теории Фрейда непроверяемы.

Наконец, существует хорошее взаимопонимание относительно способов конструирования и валидизации шкал, измеряющих черты.

Дискуссионные положения

Попытки что-либо предпринять в отношении психоаналитической теории или бессознательных психических процессов рассматриваются как в высшей степени дискуссионные. Необходимо сказать, что многие попытки валидизировать отдельные аспекты теории Фрейда не дают надежных, воспроизводимых результатов, возможно (но не обязательно), потому, что психоаналитические понятия очень трудно операционализировать. Одно из наименее разочаровывающих исследований в этой области — работы по неосознаваемой переработке угрожающих стимулов.

Факты, касающиеся взаимосвязи между показателями ЭЭГ/ВП (электроэнцефалограммы и слуховых вызванных потенциалов) и личностью, а также общими способностями, принесли разочарование, так же как и результаты, которые иногда предполагают существование связей в постулируемых направлениях, но, очевидно, находятся под влиянием многих других переменных. Несколько неудачных попыток повторить результаты Хендриксонов представляют довольно жестокий удар по нейрональным теориям способностей, хотя вопрос о том, почему именно высокое временное постоянство слуховых ВП (которое на самом деле и есть то, что подразумевается под «веревочным измерением») приобрело первостепенную важность, оказывается предметом несколько меньшего внимания, чем следовало бы ожидать.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...