Ключевая характеристика; которая отделяет настроение от личностных черт, состоит в том, что настроение изменяется во времени, тогда как личностные черты остаются более или менее постоянными. Это основополагающее различие может быть использовано при конструировании шкал, в отношении которых можно показать, что они измеряют настроение, а не личность. Рассмотрим, например, опросник, состоящий из пяти утверждений, представленный в табл. 19.1.

Предположим, что одного человека просят ответить на утверждения, указанные в табл. 19.1, в нескольких ситуациях. Например, представим себе, что испытуемый заполнял этот опросник из четырех пунктов в одно и то же время суток последовательно в течение 20 дней. Рисуя графики, в значительной степени похожие на те, которые изображены на рис. 19.1, можно показать, как ответы меняются день ото дня. (Я произвольно решил поместить ежедневные ответы на утверждения (а) и (Ь) на первый график, а ежедневные ответы на утверждения (с), (d) и (е) на второй график, поскольку нанесение всех пяти вариантов на один и тот же график мешало их восприятию.) Из графиков такого типа можно узнать довольно много о структуре настроений.

Например, ясно, что ответы на утверждения (а) и (Ь) обнаруживают тенденцию изменяться (возрастать и убывать) параллельно: если один из них имеет высокое значение, то и другой — тоже. То же самое справедливо и для пунктов (с) и (d). Утверждение (е) весьма интересно, поскольку ответы на него день ото дня варьируют относительно мало, последнее вряд ли удивительно, так как утверждение; по-видимому, измеряет не состояние, а личностную черту. (Оно выясняет, как человек чувствует себя обычно, а не то, как он чувствует себя в данный момент.) Таким образом, просто глядя на этот график, можно сказать, что пять заданий измеряют два различных состояния и одну черту.

Таблица 19.1 • Пять утверждений из гипотетического опросника

Полностью

согласен

Согласен

Нейтральное

отношение

Не

согласен

Полностью не согласен

Ч

2

1

(а) В данный момент

J

я чувствую себя

достаточно бодрым

(Ь) Мне легко сосре-

5

4

3

2

1

доточиться

•t

2

1

(с) Мое сердце силь-

5

j

но бьется

7

2

1

(d) Я обеспокоен

5

J

больше чем обычно

(е) Как правило, я

5

4

3

2

1

предпочитаю одино-

чество обществу дру-

гих людей

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...