Методы измерения настроения
Ключевая характеристика; которая отделяет настроение от личностных черт, состоит в том, что настроение изменяется во времени, тогда как личностные черты остаются более или менее постоянными. Это основополагающее различие может быть использовано при конструировании шкал, в отношении которых можно показать, что они измеряют настроение, а не личность. Рассмотрим, например, опросник, состоящий из пяти утверждений, представленный в табл. 19.1.
Предположим, что одного человека просят ответить на утверждения, указанные в табл. 19.1, в нескольких ситуациях. Например, представим себе, что испытуемый заполнял этот опросник из четырех пунктов в одно и то же время суток последовательно в течение 20 дней. Рисуя графики, в значительной степени похожие на те, которые изображены на рис. 19.1, можно показать, как ответы меняются день ото дня. (Я произвольно решил поместить ежедневные ответы на утверждения (а) и (Ь) на первый график, а ежедневные ответы на утверждения (с), (d) и (е) на второй график, поскольку нанесение всех пяти вариантов на один и тот же график мешало их восприятию.) Из графиков такого типа можно узнать довольно много о структуре настроений.
Например, ясно, что ответы на утверждения (а) и (Ь) обнаруживают тенденцию изменяться (возрастать и убывать) параллельно: если один из них имеет высокое значение, то и другой — тоже. То же самое справедливо и для пунктов (с) и (d). Утверждение (е) весьма интересно, поскольку ответы на него день ото дня варьируют относительно мало, последнее вряд ли удивительно, так как утверждение; по-видимому, измеряет не состояние, а личностную черту. (Оно выясняет, как человек чувствует себя обычно, а не то, как он чувствует себя в данный момент.) Таким образом, просто глядя на этот график, можно сказать, что пять заданий измеряют два различных состояния и одну черту.
Таблица 19.1 • Пять утверждений из гипотетического опросника
Полностью согласен |
Согласен |
Нейтральное отношение |
Не согласен |
Полностью не согласен | |
Ч |
2 |
1 | |||
(а) В данный момент |
J | ||||
я чувствую себя | |||||
достаточно бодрым | |||||
(Ь) Мне легко сосре- |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
доточиться | |||||
•t |
2 |
1 | |||
(с) Мое сердце силь- |
5 |
j | |||
но бьется | |||||
7 |
2 |
1 | |||
(d) Я обеспокоен |
5 |
J | |||
больше чем обычно | |||||
(е) Как правило, я |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
предпочитаю одино- | |||||
чество обществу дру- | |||||
гих людей |
Смотрите также
Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных
экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ
— уравнивание. ...
Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...
Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на
определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный
сборник вопросов пли утверждений, ...