Большинство упоминавшихся выше шкал были сконструированы путем предъявления наборов прилагательных группам добровольных испытуемых, к которым обращались с просьбой про-ранжировать, насколько точно каждое из них характеризовало их чувства или поведение в данный момент, а не то, как они обычно себя чувствуют или действуют. Сторонники такого подхода к конструированию шкалы настроения считают, что это достаточная гарантия того, что шкала измеряет состояние, а не черту личности.

Однако почти с каждой из шкал, упоминавшихся выше, возникают проблемы. Во-первых, как правило, совершенно не ясно, как и почему отбирались именно данные прилагательные для включения в каждую шкалу. Нет гарантий того, что это случайная выборка прилагательных, потенциально описывающих настроение, — замечание, сделанное, в частности, Ховартом (Howarth, 1988). Во-вторых, не делается попыток изъять синонимы: многие из этих шкал могут иметь высокую надежность просто потому, что все прилагательные, содержащиеся в них, означают совершенно одни и те же состояния. Если кто-либо утверждает, что чувствует себя «взволнованным», он обязан также сказать, что он чувствует себя «обеспокоенным», поскольку эти два слова означают одно и то же. Вы можете вспомнить, что, когда мы изучали, как факторный анализ используется для обнаружения основных характеристик способностей и личности, ключевым требованием было, чтобы факторный анализ выделял, по существу, не ожидаемые корреляции между группами переменных. Например, если мы подвергаем факторному анализу ответы на вопросы, касающиеся раннего пробуждения, чувства депрессии, изменения в привычках питания, степени когнитивных нарушений, изменений сексуальной активности и т.д., мы должны обнаружить факторные нагрузки по всем этим переменным, поскольку все они могут быть симптомами депрессии («исходная черта»). Однако, с точки зрения логики, они совсем не обязаны группироваться вместе. Например, не существует физиологической, семантической или психологической причины, по которой раннее пробуждение должно быть связано с изменениями в привычках питания. Обнаружение того факта, что группа заданий неожиданно варьирует совместно, это именно то, что позволяет нам предположить присутствие некоторой исходной черты. Нам не следует (благоразумно) искать проявления какой-либо исходной черты там, где задания должны формировать фактор просто потому, что они синонимичны, но это не останавливает большинство теоретиков от такого рода действий.

В-третьих, этот метод конструирования шкал настроений (факторизация корреляций между заданиями на основе однократного предъявления теста большой группе людей) представляет собой совершенно такой же прием, который использовался при нахождении личностных черт. Поэтому можем ли мы когда-либо вообще быть уверены в том, что эти шкалы измеряют состояния настроения? Наивное предположение, что измеряется «состояние», только потому, что инструкция просит испытуемых описать свои чувства «в данный момент», не кажется особенно научным. Во всяком случае имеются лучшие способы конструирования шкал настроений, и они будут обсуждаться в следующем разделе.

Последнее обстоятельство, вызывающее мое беспокойство, связано с условиями, при которых обычно предъявляются опросники, и с влиянием продолжительности тестирования на характер выполнения заданий. Предполагается, что настроение исключительно чувствительно к условиям среды, поэтому условия, в которых испытуемые заполняют опросники, по-видимому, влияют на получаемые оценки, и это в свою очередь будет влиять на число и природу извлекаемых факторов настроения. Поэтому обращение к большой группе студентов с просьбой заполнить опросники настроений кажется весьма недальновидным — трудно вообразить, что кто-либо мог чувствовать себя испуганным, жизнерадостным, оживленным или возбужденным, например, сидя в учебной аудитории, с трудом пробираясь через опросник, содержащий сотни заданий, ради получения зачета по курсу. Следовательно, в том, как отвечают на такие задания испытуемые, будет обнаружено лишь небольшое число индивидуальных различий, поэтому задания не будут формировать факторы. Однако, если тест предъявлялся в более естественных условиях, вполне возможно, что в ответах на задания такого типа индивидуальные различия будут обнаружены и выявятся факторы. Весьма вероятно, что предъявление опросников в таких условиях не сможет обнаружить некоторые важные настроения, которые должны были выявиться, если бы тот же самый опросник заполнялся в случайно выбранных ситуациях повседневной жизни людей.

Задание для самопроверки 19-1

Опишите четыре проблемы традиционных шкал настроения.

Обнаружение основных параметров настроения, таким образом, — запутанная проблема, и существует мало надежных доказательств, что мы приблизились к ее разрешению. Большинство попыток сделать это оказались безуспешными по

Страницы: 1 2

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...