Выделяются два основных класса состояний: состояния настроения и мотивационные состояния. Настроения — это хорошо знакомые подъемы эмоций, которые мы ощущаем утром перед экзаменом, или любуясь прекрасным закатом, при просмотре волнующего зрелища на сцене или экране или после посещения важного матча, который наша команда выиграла. Некоторые теоретики проводят различия между настроениями и эмоциями, но, как я указывал в другой работе, это опасная практика (Cooper, 1997). Второй основной класс состояний — мотивационные состояния — внутренние ощущения, которые побуждают нас есть, когда мы голодны, проводить часы, занимаясь благотворительной деятельностью, выполняя бескорыстную, добровольную работу, тратить время и деньги в поисках партнера и т.д. В этой главе рассматривается, как можно оценивать указанные два типа состояний и определять шкалы, которые целенаправленно их измеряют.

Должно быть показано, что шкалы, измеряющие настроения, точно так же как и шкалы, измеряющие черты, являются надежными и валидными. Как можно оценить надежность шкалы настроения? Качество, которое совершенно определенно не должно обнаружиться, — это высокая временная стабильность (ретестовая надежность). Поскольку настроение меняется в течение времени, а черты остаются неизменными, в том случае, если обнаруживается, что индивидуумы имеют высокосходные оценки в двух ситуациях, это дает серьезные основания считать, что шкала измеряет какую-либо черту, а не состояние. Однако можно вычислить надежность шкалы состояний по внутренней согласованности, и как должно быть понятно из главы 13, — это в любом случае теоретически более полезное измерение надежности. Таким образом, надежность шкаЯ настроения может быть установлена измерением их внутренней согласованности, так же как и для шкал, измеряющих черты.

Оценка валидности шкал, измеряющих настроение, несколько более проблематична, поскольку состояния (по определению) длятся только короткий период и чувствительны к средовым влияниям; необходимо измерять настроение (или мотивацию) и оценивать его по поведенческому критерию почти в одно и то же время. Не будет большого смысла в том, чтобы измерять настроение (один раз) в понедельник, а затем коррелировать эти оценки с данными критерия, полученными в пятницу, поскольку уровень настроения/мотивации будет почти наверняка другим.

Конструктную валидность шкалы настроений можно было бы, разумеется, оценить, коррелируя оценки однократно измеренных настроения и мотивации с показателями по другим критериям, таким, как сексуальное поведение, тревога (ранжируемая экспертом) и т.д. Однако с этим подходом связана проблема, поскольку можно спутать настроение (или мотивацию) с личностью. Например, предположим, что выборка включает индивидуумов, которые всегда тревожны (т.е. имеют высокий уровень выраженности черты тревожности или нейротицизма). Любые значимые корреляции между тревогой, определяемой по самооценке (опросники настроений), и тревогой, по оценке эксперта, могут просто доказывать, что утверждения опросника измеряют личностную тревогу. То же самое справедливо и для секса. Некоторые люди всегда склонны проявлять повышенный интерес к сексу, поэтому опросники могут уловить черту вместо состояния.

По этой причине более продуктивным будет провести лонги-тюдное исследование и посмотреть, как настроение и мотиваци-онное состояние варьируют по отношению к собственному базисному уровню каждого индивидуума. Например, оценки по опросникам состояния и определенные поведенческие критерии (или ранги) можно получить у одного человека во многих ситуациях, по ним вычислить корреляции, чтобы определить, имеет ли человек склонность выглядеть более тревожным приблизительно в то же время, когда опросник показывает, что он и чувствует наибольшую тревогу, не слишком обращая внимание на привычный уровень его тревожности как черты.

Можно также установить валидность по содержанию для шкал настроения, поскольку некоторые настроения имеют клиническую окраску — тревога, депрессия и т.д. Например, трудно было бы утверждать, что шкала настроения, которая устанавливает симптомы депрессии в DSM-IV, не была бы валидна. Однако подобный подход значительно более труден для мотивационных состояний.

Несколько сложнее установить прогностическую валидность шкал, измеряющих настроение или мотивацию, так как прогноз предполагает оценку будущего поведения, в то время как по своей природе настроение и мотивы преходящи. Оценки индивидуумов по шкалам, которые измеряют мотивацию и настроение, вряд ли будут в состоянии предсказывать стабильные аспекты будущего поведения, такие, как профессиональный успех или физическое здоровье. Любые исследования прогностической валидности должны выполняться в течение нескольких минут (или в лучшем случае часов), но не месяцев или лет, и об этом говорится в нескольких публикациях.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...