Как видно из таблицы 24, в пожилом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригидности познавательного контроля. В то же время между этими возрастными группами отсутствуют различия в степени точности перцептивного сканирования (в сочетании с более замедленным темпом принятия решений) и количестве выделенных групп при свободной сортировке слов. Таким образом, в пожилом возрасте наблюдается единство двух линий развития стилевого поведения: регрессивная (в виде роста полезависимости и ригидности) и прогрессивная (в виде тенденции роста рефлективности и сохранности способности к категориальному обобщению).

Одним из самых острых вопросов возрастной проблематики когнитивных стилей, пожалуй, является вопрос о том, есть ли стили в раннем детском (дошкольном) возрасте. На этот счет существует три точки зрения. Согласно первой точке зрения, в детском возрасте стилей как таковых нет, поскольку все дети дошкольного возраста — именно в силу возрастной специфики психического развития — полезависимы, импульсивны, склонны к конкретной концептуализации происходящего, отличаются когнитивной простотой и т. д. Некоторая неувязка в рамках данной точки зрения связана со стилем толерантность к нереалистическому опыту, поскольку дети дошкольного возраста отличаются ярко выраж^иной толерантностью к невероятной, невозможной и противоречивой информации.

Согласно второй точке зрения, стили в детском возрасте есть. М. Сакс предлагал двух-трехлетним детям наклеить на плоскую, изготовленную из картона божью коровку «пятнышки», которые были представлены в виде больших и маленьких кружочков белого цвета. По его данным, одна часть детей использовала мало больших пятен, т. е. демонстрировала полезависимость («синтетический подход»), тогда как другая — много маленьких пятен, обнаруживая тем самым поленезависимость («аналитический подход») (Сакс, 1985).

Наконец, согласно третьей точке зрения, дети дошкольного возраста способны к полистилевому поведению. В частности, В. В. Селиванов предложил остроумную модификацию методики Сакса: он предъявлял детям сначала маленькую, а потом — большую «божью коровку» (либо наоборот). Результат оказался поразительным — до 68 % детей младшего и среднего дошкольного возраста в подобной ситуации изменяли свой «стиль» в зависимости от размера исходной основы (на маленькую «коровку» они приклеивали маленькие кружочки, на большую — большие). По мнению автора, этот факт означает, что « .многие дети могут быть и полезависимыми, и поленезависимыми одновременно» (Селиванов, 1998, с. 168).

Результаты исследований В. В. Селиванова могут быть проинтерпретированы в ином плане. Можно утверждать, что в его эксперименте дети фактически продемонстрировали полезависи-мый тип поведения в строгом соответствии с эффектами Пиаже, т. е. «стиля» у младших дошкольников действительно нет. Но если его нет, то, по-видимому, когнитивные стили появляются только тогда, когда ребенок в своем развитии доходит до стадии конкретных операций, следовательно, в онтогенезе когнитивные стили складываются достаточно поздно, видимо, после 7-8 лет. Иными словами, мы снова возвращаемся к гипотезе о том, что стилевое поведение возможно только на достаточно высоком уровне интеллектуального развития субъекта. Своеобразным доказательством тому, что в старшем дошкольном возрасте (выборка 6-летних испытуемых-близнецов, п = 168) когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость еще не сформирован, тогда как к раннему юношескому возрасту (выборка 16-летних испытуемых-близнецов, п = 177) наблюдается четкое выделение уже сформировавшихся стилевых субгрупп, является исследование Ю. Чертковой (Черткова, 2003). Данное исследование выполнено в рамках теории о квадриполярности когнитивных стилей с использованием соответствующих методов обработки данных (кластерного анализа по методу Уорда). На рисунке 13 а, б приводятся графические отображения кластеров по когнитивному стилю полезависимость/поленезависи-мость в 6-летнем (а) и 16-летнем возрастах (б).

Хотя на рисунке 13 а отображено три кластера, в действительности, если принять во внимание количественные показатели «среднее время нахождения простой фигуры в сложной» и «коэффициент имплицитной обучаемости», то в данном случае можно говорить о выделении только одного кластера (заметим, что кластер 1 включает 91,5% всех испытуемых), а именно — субгруппу «фиксированных полезависимых». Именно этот тип стилевого поведения присущ подавляющему числу обследованных детей 6-летнего возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...