Без лишних слов ясно, что условия предъявления теста, по-видимому, оказывают большое влияние на успешность его выполнения, особенно применительно к тестам способностей. Тестирование больших групп нервничающих людей в переполненной душной комнате с высоким уровнем фонового шума — это достаточно очевидный рецепт для неудачного выполнения теста, так же как и любое отклонение от инструкции теста, применения образцов или временных лимитов. Однако в этом разделе мы рассмотрим некоторые другие психологические характеристики индивидуумов, которые также могут влиять на способ обращения с тестами способностей.

Мотивация личности при работе с любым тестом, вероятно, будет оказывать определенное влияние на успешность его выполнения. Поощрение даже очень маленьких детей к успешному выполнению может привести к значительному повышению их опенок по тестам способностей сравнительно с контрольными группами (Brown, Walberg, 1993). Предполагается, что культурные факторы также оказывают большое влияние на успешность выполнения тестов. Если ребенок убежден, что он вряд ли сможет хорошо выполнить тест, то, возможно, он действительно будет плохо выполнять его в силу подверженности влиянию стереотипов (например, Steele, Aronson, 1995). Предполагается также, что важна социальная атмосфера ситуации тестирования и что возраст, пол, уровень тревоги и уровень энтузиазма индивидуума могут влиять на получаемые оценки. Однако, как утверждает Кронбах (Cronbach, 1994), имеется удивительно мало доказательств любых устойчивых различий. Совершенно не обязательно, что чернокожие дети будут выполнять тесты способностей лучше, если психолог.будет черным, а не белым (Jensen, 1980; Sattler, Gwyn-ne, 1987).

Имеется также по-настоящему обширный массив литературных данных по психологии тревоги, возникающей во время тестирования и ее воздействию на успешность. Существует международное общество по изучению этого предмета и даже имеются тесты тревожности, предназначенные для специфических предметных областей, таких, как математика или спорт, так же как и общий тест тревоги (Spielberger, 1980), хотя (с моей точки зрения) мало убедительных доказательств, что тестовая тревога реально отличается от «обычного» состояния тревоги или от черты тревожности. Высокие уровни тревоги оказываются действительно связаны с пониженной успешностью выполнения многих тестов способностей или достижений (например, Schwarzer et al, 1989), однако утверждение на этой основе причинной связи может оказаться опасным. Возможно, что сильная тревога возникает как результат вполне правильной самооценки того, что человек окажется не в состоянии выполнить тест хорошо.

Эффекты практики и тренинга также могут улучшать успешность выполнения тестов при некоторых обстоятельствах, но следует сделать разграничение между теми вмешательствами, которые предназначены для изменения уровня черты, и теми, которые специфичны для одного конкретного измерительного инструмента, например, обучение распределению времени и стратегиям угадывания для теста школьных способностей (тест используется при поступлении в колледж в США). Вмешательства, предназначенные улучшить уровень черт, не ставят больших этических проблем, в то же время попытки улучшить успешность выполнения одного определенного теста, без сомнения, несправедливы по отношению к кандидатам, которым не хватает скрытого знания о том, как тест работает, что делает для них невозможным выбор соответствующей стратегии, или которым не хватает денег, чтобы нанять репетитора. Польза от этого не слишком велика. В случае теста школьных способностей совершенно не ясно, не лучше ли будет время и энергию, отданную изучению «тонкостей теста», потратить на то, чтобы пройти курс повышения математических способностей или ликвидации каких-либо других слабых мест в знаниях (Evans, Pike, 1973). Фундаментальная позиция состоит, конечно, в том, что психологические тесты не должны предаваться широкой гласности, чтобы возможные кандидаты не могли получить полезные знания таким образом. Вся необходимая информация должна быть, конечно, представлена всем кандидатам только во время предъявления инструкций по тесту.

Те, кто утверждает, что подобные проблемы требуют удаления тестов способностей в психологическую пустыню наряду с френологией и животным магнетизмом, упускают из виду две позиции. Во-первых, если бы эти эффекты были бы столь важны, тесты способностей не могли бы предсказать варианты конкретных форм поведения. Как мы видели, существуют доказательства того, что, несмотря на эти проблемы, тесты способностей могут быть здесь полезными. Во-вторых, они игнорируют руководящие указания, касающиеся «хорошей практики» предъявления тестов. Практически для всех тестов инструкции подчеркивают, что экзаменатор должен использовать свои навыки межличностного общения, чтобы заставить участников чувствовать себя настолько спокойными и защищенными, насколько возможно, стимулировать детей выполнять все наилучшим образом и т.д. Более того, в конце концов все тесты включают несколько Заданий, которые знакомят кандидатов с типами предъявляемых задач, использованием опросного листа и т.д. Таким образом, на практике большинство кандидатов должны чувствовать себя спокойными, иметь необходимую мотивацию и приобретать некоторый опыт, предшествующий основному тестированию.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...