Как и в случаях молчаливого согласия, это создает серьезные трудности только в том случае, если мы признаем, что одни люди в большей степени, "чем другие, подвержены социальной желательности, при заполнении личностных опросников. К сожалению, редко удается использовать то же решение для социальной желательности (уравновешивание вопросов теста таким образом, чтобы некоторые социально желательные вопросы имели тенденцию увеличивать оценку по черте, в то время как другие — уменьшать ее). Можете ли вы придумать задание теста, измеряющего тревожность, где вопрос на высокий уровень тревожности оказывается также и более социально желательным по сравнению с вопросом, говорящим о низком уровне тревожности? Поэтому в обычной практике пытаются просто устранить из личностных опросников в процессе их разработки утверждения, уровень социальной желательности которых высок.

Индивидуальные различия в склонности давать социально желательные ответы могут быть измерены с помощью шкалы Крау-на—Марлоу (Crowne, Marlowe, 1964), следовательно, группе индивидуумов можно дать этот опросник наряду с разрабатываемым опросником, в контексте, в котором тот будет использоваться. Если на любое утверждение опросника сильно влияет социальная желательность, ответы на эти вопросы будут существенно коррелировать с оценками индивидуумов по шкале Крауна—Марлоу, Если социальная желательность, наоборот, мало влияет на утверждения, корреляции будут незначительны. Это позволяет выделить те утверждения, которые наиболее сильно подвержены социальной желательности, и рассмотреть затем вопрос об их устранении или перефразировании в процессе конструирования теста. Способ, который люди используют при заполнении шкал Ли-керта, также может зависеть от некоторых других особенностей их личности. Типичная шкала Ликерта может предложить тестируемому обвести кружком одну из цифр от 1 до 5, когда ранг 1 означает, что испытуемый «полностью не согласен» с утверждением, а ранг 5 подразумевает, что он «полностью согласен» с ним. Несколько лет назад Пол Клайн, Джоун Мей и я заинтересовались разработкой «объективного теста» для измерения авторитарных аттитюдрв. Мы предполагали, что авторитарные типы склонны рассматривать мир в категориях «черное—белое», лишенных любых сомнений и двойственности. По этой причине мы высказали предположение, что при предъявлении 5-балльной ранговой шкалы они, в отличие от контрольных групп, будут обводить в кружок большей частью крайние числа 1 и 5 и значительно реже промежуточные позиции. Именно это мы и получили (Cooper et al,, 1986). Таким образом, здесь представлена другая личностная особенность, влияющая на способ, используемый людьми при заполнении шкал Ликерта.

Задание для самопроверки 17.4

Назовите какие-либо переменные, которые могут влиять на характер выполнения личностных тестов.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...