Этот факт имеет некоторые весьма неприятные последствия при тестировании персонала. Он означает, что в любой личностной шкале, например, в шкале тревоги, где все задания обрабатываются по одной и той же схеме (таким образом, что ответ «да» или «совершенно согласен» обеспечивает высокие показатели по тесту), оценки будут подвержены влиянию «молчаливого согласия». Они будут несколько выше, чем они должны были бы быть благодаря склонности людей соглашаться с утверждениями. По-видимому, каждый окажется более тревожным, чем он есть на самом деле. Само по себе это, может быть, и не является слишком большой проблемой. Если бы можно было установить, что в среднем оценка каждого человека была на два балла выше, чем следовало бы из-за установки на ответ, было бы достаточно просто вычесть это число из оценки каждого индивидуума. На практике не было бы особой необходимости беспокоиться и прибегать к этой процедуре, поскольку корреляции между тестовыми оценками и другими характеристиками не будут меняться в результате вычитания постоянной величины из оценки каждого человека. Тогда в чем же проблема?

Настоящие трудности возникают, если существуют индивидуальные различия в установке на молчаливое согласие. Может быть, некоторые индивидуумы имеют сильную тенденцию соглашаться с утверждениями, в то время как другие полностью свободны от такой установки. Именно это и представляет особую опасность, поскольку оценки индивидуумов по тесту тревожности будут испытывать на себе влияние как самой тревожности, так и склонно-сти соглашаться. Очевидно, тест будет переоценивать показатели тревожности для индивидуумов, склонных к молчаливому согласию, и в то же время будет совершенно точно характеризовать людей, не имеющих подобной склонности. Именно поэтому большинство личностных тестов содержит утверждения, которые обрабатываются по противоположным направлениям. Если около 50% утверждений формулируется таким образом, что согласие с утверждением предусматривает высокий показатель по черте (например, «я страдаю от нервозности»), а остальная часть формулируется в противоположном ключе («большую часть времени я спокоен и расслаблен»), молчаливое согласие будет оказывать небольшой эффект. При обработке теста любая тенденция к молчаливому согласию будет благодаря этому нейтрализована. К тестам, сконструированным не таким способом, следует относиться с осторожностью. Другой «стиль ответа», который может оказывать воздействие на то, каким образом люди отвечают на утверждения теста, — социальная желательность. Это склонность показывать себя в лучшем свете и отвергать любые варианты поведения и чувств, которые могут быть социально неприемлемы. Утверждения, касающиеся сквернословия, таких свойств, как скупость, агрессивность, наличие чувства юмора, честность, трудолюбие и понятливость, находятся среди тех, на которые может оказывать влияние социальная желательность. Она представляет особую проблему, когда личностные тесты используются для отбора персонала; любой, кто имеет хотя бы чуточку разума, осознает, что при приеме на работу, вероятно, не слишком уместно признаваться в том, что у него случаются галлюцинации, что он нечестен и неряшлив при заполнении личностного опросника и т.п.

Социальную желательность нетрудно измерить. Можно попросить ранжирующих тщательно изучить утверждения в личностных опросниках и решить, в какой степени каждое утверждение подвержено действию социальной желательности. В случаях хорошего согласия между ранжирующими высоковероятно, что социальная желательность будет влиять на вариант ответа, Эдварде (Edwards, 1957) провел такой эксперимент и обнаружил, что имелась существенная корреляция между рангами социальной желательности каждого утверждения в тесте и выбираемым вариантом ответа: люди имеют тенденцию отвечать на вопросы в социально желательной форме.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...