(б) имеется также существенная связь между доходом и показателем 10 для групп «кружков» и «крестиков», но все члены групп «крестиков» имеют годовой доход, который на 2000 долларов выше, чем доход группы «кружков».

На первом графике, полученном в ответ на задание 17.1, демонстрируется очень важный принцип. Здесь имеются четкие групповые различия в оценках IQ (оценки группы кружков ниже), но члены этой группы также и зарабатывают меньше. Это дает основание предполагать, что существуют истинные различия в оценках IQ кружков и крестиков, и поскольку кружки достигают низких показателей по тесту IQ, этот график (в отличие от рис. 17.1) показывает, что тест IQ, по-видимому, дает адекватную оценку их потенциалу.

Важный вывод, который следует извлечь из этого, состоит в том, что существование групповых различий не обязательно подразумевает, что тест имеет "смещение. Это утверждение не может считаться слишком сильным — оно фундаментально и имеет почти всеобщее признание специалистов по измерению (например, Jensen, 1980; Berk, 1982; Reynolds, 1995). Смещение оценок теста означает, что его задания слишком трудны для членов определенных групп по причинам, не связанным с оцениваемыми характеристиками, например, потому, что задания в тесте IQ требуют умения читать и писать по-английски или обладать знаниями в области чужой культуры, которых недавний иммигрант просто не будет иметь. Между способностями разных групп могут существовать и подлинные различия. Например, имеется обширная литература, посвященная половым различиям в успешности обучения.

Если линии регрессии между тестовыми оценками и критерием успешности одинаковы для двух групп, существование различий в сред не групповых показателях не имеет значения*. Заключение о наличии смещения можно сделать, когда разные группы описываются разными уравнениями регрессии (различающимися либо по наклону, либо по высоте) или когда оценки членов одной группы располагаются дальше от линии регрессии, чем оценки членов другой группы (например, если имеется низкая корреляция с критериями). Использование теста, имеющего низкую надежность, автоматически вызывает больший разброс показателей по обе стороны от линии регрессии, поэтому по ней можно также судить о том, насколько совпадает надежность теста в обеих группах. Некоторых психологов особенно интересуют групповые различия черт личности и способностей (как правило, расовые различия), которые рассматриваются как подлинные эффекты и не могут быть приписаны ошибкам любого рода. Так, мы читаем, что японцы, как правило, имеют уровень пространственных способностей выше среднего по сравнению с европейцами, а черные американцы склонны иметь более низкие показатели по IQ, чем белые американцы. Ссылок на эти работы я не даю преднамеренно, потому что, откровенно говоря, для меня в этой области нет академической фундаментальности. Даже если четкие различия между группами имеются, совершенно не ясно, почему они возникают. Японцы имеют лучшие навыки потому, что они едят больше рыбы; потому, что их система образования развивает такие навыки лучше, чем западная; потому, что существуют генетические различия, или потому, что они должны были охотиться для добывания пищи во время ледникового периода и, следовательно, на эту характеристику действовал естественный отбор (хотя странно, что объектом отбора не стала способность к быстрому бегу)? Все перечисленное может быть представлено как возможные варианты объяснения групповых различий, и проверить любую из этих гипотез (особенно последнюю) непросто.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...