Не вызывает сомнения, что психологические тесты представляют общественно значимую проблему, поскольку и в популярных изданиях, и в психологических журналах выражались серьезные сомнения по поводу «беспристрастности» различных психологических тестов. Например, Кэмин (Kamin, 1974) привлекает наше внимание к способу использования некоторых ранних тестов способностей, применявшихся в США в 1920-е гг. для выявления «слабоумных» иммигрантов. Вместо того чтобы тестировать абстрактное мышление, эти тесты включали задания, оценивающие фактические знания в области американской культуры (например, надо было назвать бывших президентов США). Неудивительно, что иммигранты (многие из которых не могли даже читать или говорить по-английски и имели очень мало знаний о культуре нации на другой стороне земного шара) оказывались не в состоянии показать по этим тестам свои подлинные способности. Такое тестирование было несправедливым к представителям других культур, поскольку сильно недооценивало их подлинный потенциал.

Когда тесты систематически недооценивают или переоценивают подлинные оценки групп индивидуумов, про них говорят, что они вносят искажения против (или в пользу) определенных групп. Тесты интеллекта, о которых говорит Кэмин, вне сомнения, занижали показатели интеллекта всех тех, кто не говорил по-английски бегло и/или имел мало знаний об американском образе жизни. Члены этих групп получали оценки по тестам, которые не отражали их полного потенциала. Отметьте, однако, что искажение было обнаружено в этом случае благодаря способу использования теста: кто-то где-то отобрал тест, не подходящий для данной задачи. Тест, используемый в этом примере, мог оказаться совершенно адекватным в других случаях, например, для применения в школе или в психологии труда, где языковые различия не составляют проблему. Следовательно, важно подчеркнуть, что смещение оценок может возникнуть из-за неправильного выбора в других условиях вполне адекватного теста, хотя и сами тесты могут также иметь недостатки.

Когда мы рассматривали теорию надежности в главе 13, было признано, что каждая индивидуальная оценка по тесту имеет ту или иную ошибку измерения. В соответствии с изложенной там моделью корень квадратный из показателя надежности теста представляет близкую апроксимацию корреляции между оценкой индивидуума по тесту и его «подлинной оценкой» по анализируемой черте. Решающее допущение, сделанное при этом, заключается в том, что ошибка измерения имеет, по существу, случайный характер. Если испытуемый выполняет несколько тестов, измеряющих одну и ту же черту, один тест может слегка переоценить его показатели, другой — слегка недооценить их, но в среднем тесты обеспечат точную оценку способностей человека. В этой главе мы рассмотрим не случайные, а, напротив, систематические ошибки измерения — тип ошибок, которые будут постоянно завышать подлинные показатели одних индивидуумов и занижать подлинные показатели других. Иммиграционный тест будет сильно занижать интеллектуальные способности некоторых четко определен-ных групп соискателей (тех, кто не может читать по-английски и ничего не знает об американской культуре). Нетрудно придумать много хитрых вопросов, которые также внесут ошибку, особенно в тестах, базирующихся на знаниях, например: «Сколько игроков в команде по нетболу?», «Каково соотношение муки и жира в песочных пирожных?», «Каково назначение распределительного вала?», «Каково соотношение цемента и песка в строительном растворе для кладки кирпича?»

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...