Тем не менее некоторые задания оказываются более полезными по сравнению с другими для сбора информации о способностях конкретного человека. Рассмотрим рис. 16.7. Представьте себе, что кто-то не выполнил задания С и D, но справился с заданиями А и В. Кажется закономерным предположить, что способности испытуемого находятся где-то между 0 и 1, но будет трудно установить точно, где именно, поскольку в этом диапазоне способностей вероятность правильного ответа испытуемого на любые задания в каждом случае очень близко приближается либо к 1, либо к 0. Следовательно, должна быть значительная по величине ошибка измерения, связанная с оценкой способностей в этом диапазоне.

Можно показать, что задания теста, уровни трудности которых более всего соответствуют способностям человека, задания, которые имеют крутые наклоны (т.е. высокие параметры дискриминации) и у которых параметр угадывания оказывается наиболее низким, обеспечивают наиболее полную и точную информацию о способностях респондента. Лорд и Новик (Lord, Novick, 1968) показали, что можно вычислить «информационную функцию задания», статистическую характеристику, описывающую диапазон способностей, для которого каждое задание обеспечивает полезную информацию. Если вы когда-либо захотите вычислить ее, то формула такова:

где левая часть уравнения читается; «информация, полученная с помощью задания i (имеющего показатели дискриминации, трудности и угадывания аi, bi, и сi)при уровне способности г?». Таким образом, если мы установили три параметра задания, мы можем теперь выяснить, насколько вероятно получить какую-либо полезную информацию об определенном уровне способностей. Более того, достаточно легко установить уровень способностей, при котором определенное задание выдает наибольшую информацию о способностях.

Следовательно, если бы мы вычислили информационную функцию для четырех заданий, представленных на рис. 16.7, это показало бы, что ни одно из них не способно дать существенную информацию в интервале от 0 до 1.

Рис. 16.7. Четыре ХКЗ, дающие мало информации о способностях в диапазоне между 0 и 1.

Таким образом, информационные функции заданий являются удобным способом вычисления того, что очевидно из рис. 16.7: чтобы получить точные оценки способностей, требуются сильно различающиеся задания с уровнями сложности, близкими к подлинному уровню способностей человека, проходящего тестирование. Установление уровня способностей человека включает определение того, какие задания (известной трудности и т.д.) он может обычно выполнить правильно и какие ему точно не удастся выполнить. Уровень его способностей находится где-то между показателями трудности этих двух наборов заданий. Отсюда следует, что как очень трудные, так и очень легкие задания скажут нам о подлинных способностях человека немного. Но задания, которые подвергают человека испытанию на пределе возможностей, позволяют нам точно установить,

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...