Замечательной особенностью теории сложности заданий является то, что оценки способностей индивидуумов отделены от характеристик (сложности, дискриминации и угадываемости) конкретного набора заданий, который предъявлялся. Мы ожидаем получить совершенно те же оценки способностей, независимо от того, какие именно наборы заданий предъявлялись испытуемым. Это очень непохоже на традиционное тестирование, в котором тестовые оценки можно интерпретировать только по сравнению с нормами, получение которых является дорогостоящей процедурой, кроме того, трудность задания и т.п. также зависит от характеристик выборки, которой предъявляется тест.

Например, представим себе, что задание словарного теста предъявлялось случайной выборке людей. Мы можем обнаружить, что правильно отвечают на задание 50% выборки. Теперь вообразите себе, что мы присоединили к выборке довольно большое количество студентов университета — людей с высоким уровнем способностей, большинство из которых смогут ответить на задание правильно. Поскольку выборка включает непропорционально большое количество испытуемых с высоким уровнем развития вербальных навыков, мы можем теперь обнаружить, что во второй выборке правильно ответят на задание 80% испытуемых. Таким образом, традиционные показатели трудности задания (р-значе-ния) могут изменяться соответственно составу выборки. С теорией сложности заданий такого не случается. При условии, что в выборке существует хорошее распределение способностей, оценки трудности задания совсем не будут зависеть от того, сколько испытуемых приходится на каждый уровень способностей. Именно это и означает — оценить трудность задания независимо от способностей. Точно такая же логика сохраняется и для других показателей задания — дискриминации (а) и угадывания (с.). Это делает весь процесс конструирования теста намного более легким, поскольку исчезает необходимость тратить время на прослеживание случайных выборок испытуемых, в которых производится оценка параметров задания. Любая удобная группа людей подойдет при условии, что в ней имеется необходимый разброс способностей. Количество же людей, находящихся на каждом уровне способностей, не будет влиять на оценки параметров задания.

Что можно сказать о процессе оценивания способностей индивидуумов на основе заданий теста? В значительной степени то же самое. Используя теорию сложности заданий, мы можем предъявлять любой подходящий набор заданий, чтобы получить оценки способностей респондентов, при условии, что все характеристические кривые заданий не собираются в пучок в одной точке, т.е. при условии, что некоторые из заданий различаются на каждом уровне способностей. Если дело обстоит так (как оно обычно и бывает при условии, что задания значительно варьируют по трудности и имеют низкие или умеренные параметры дискриминации), можно оценить способности респондентов, совсем не беспокоясь по поводу количества заданий на каждом уровне трудностей.

Когда оценка способностей проводится с помощью традиционного теста, где количество заданий, на которые были получены правильные ответы, определяет оценку способностей респондентов, очевидно, что количество легких и трудных заданий в тесте будет влиять на оценки способностей. Респонденты, выполняющие тест, в котором большинство заданий легкие, будут получать более высокие общие оценки," чем респонденты, выполняющие тест, в котором большинство заданий трудные. Это не составляет проблему для показателей способностей, получаемых в теории сложности заданий. Поскольку эти показатели способностей статистически отделены от показателей трудности заданий теста, число вопросов на каждом уровне трудности реально не имеет значения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...