В-третьих, факторный анализ применяется при проверке психометрических свойств опросников, особенно когда они используются в новых культурах или популяциях. Например, предположим, что, в соответствии с руководством по использованию австралийского личностного теста, его следует обрабатывать путем сложения баллов, полученных по всем нечетным заданиям, которые формируют одну шкалу, в то время как сумма баллов, полученных по всем четным заданиям, образует другую шкалу. Когда этот тест предъявляется выборке людей в Великобритании и вычисляются корреляции между заданиями и затем факторизуются, то должно быть обнаружено два фактора, причем один фактор должен иметь существенные нагрузки по всем нечетным заданиям, а другой фактор — существенные нагрузки по всем четным заданиям. Если такая структура не обнаружена, это значит что опросник в новой ситуации не работает и его не следует использовать традиционным способом.

В связи с этим нетрудно понять, почему факторный анализ так важен в психологии индивидуальных различий и психометрике. Один и тот же статистический аппарат может быть использован для конструирования тестов, разрешения теоретических споров по поводу количества и природы факторов, измеряемых тестами и опросниками, для проверки того, работают ли тесты так, как должны, и законно ли использовать тот или иной тест в другой популяции или в другой культуре. Возможно, вам даже захочется узнать, существует ли какая-нибудь связь между надежностью теста и величиной собственного значения фактора, полученного при факторизации теста, когда выделяется только один фактор.

В этой главе шла речь об основных принципах факторного анализа. Однако многие вопросы так и остались без ответа, и среди них следующие:

•Каким образом решать, сколько факторов должно быть выделено?

•Как может компьютерная программа в действительности выполнить факторный анализ?

• Какие типы данных целесообразно обрабатывать с помощью факторного анализа?

• Каким образом результаты, полученные в факторно-аналитических исследованиях, следует интерпретировать и представлять?

Эти и другие вопросы будут проанализированы в главе 15.

Предложения о дополнительному чтению

Очень старая работа Айзенка по логическим основам факторного анализа (Eysenck, 1953) вполне заслуживает прочтения; Чайлд (Child, 1990) и Клайн (Юте, 1994) предлагают два базисных, но доступных для понимания студентов варианта введения в факторный анализ.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...