Факторный анализ имеет три основных применения в психологии. Во-первых, он может быть использован для конструирования тестов. Например, можно написать 50 заданий для измерения каких-либо способностей, личностной черты или аттитюда (такого, например, как консерватизм). Затем задания будут предъявлены репрезентативной выборке из нескольких сотен индивидуумов и обработаны (в случае тестов способностей) таким образом, что правильный ответ будет кодироваться «1», а неправильный — «О». Ответы, которые получают при использовании ранговых шкал (как в большинстве опросников личности и аттитюдов), просто вводятся в их сыром виде: один балл, если выбирается вариант ответа (а), два балла, если выбирается вариант ответа (б), и т.д. Ответы на эти 50 заданий затем коррелируют между собой и подвергают факторному анализу. Задания, которые имеют высокие нагрузки по каждому фактору, измеряют один и тот же лежащий в их основе психологический конструкт и таким образом формируют шкалу. Это позволяет определить, как обрабатывать опросники в будущем, просто взглянув на факторную матрицу: если задания 1, 2, 10 и 12 — единственные, которые имеют существенные нагрузки по одному фактору, тогда одна шкала теста будет состоять только из этих четырех заданий. Существует вероятность, что некоторые задания не будут иметь существенной нагрузки ни по одному из факторов (т.е. обнаружат низкую степень общности). Это может случиться по целому ряду причин: в тесте способностей задания могут быть настолько простыми (или трудными), что вариативность оценок испытуемых либо будет очень маленькой, либо ее вообще не будет. Личностные задания могут быть связаны с необычным действием или чувством, где вариативность опять будет небольшой, например: «В моей жизни бывают случаи, когда я испытываю чувство страха», — утверждение, с которым, вероятно, каждый согласится. Задания могут оказаться несостоятельными, потому что они сильно подвержены ошибкам измерения или измеряют что-то отличное от всех остальных заданий, которые предъявлялись. Разработчики тестов обычно не выясняют, почему именно задания не работают так, как ожидалось. Задания, которым не удается как следует нагрузить фактор, просто удаляются. Таким образом, факторный анализ может выявить ряд особенностей:

• сколько отдельных шкал входит в состав теста;

• какие задания принадлежат к каким шкалам (указывая, таким образом, как тест следует обрабатывать);

• какие задания должны быть удалены из теста.

Кроме того, каждая из шкал нуждается в валидизации, например, путем подсчета баллов, полученных каждым человеком по каждому фактору, и оценки конструктной и(или) прогностической валидности этих шкал. Например, баллы, полученные по фак-

торам, можно прокоррелировать с баллами, полученными из других опросников, используемых для прогноза успешности обучения, и т.д. Вторая задача, которую может решить факторный анализ, заключается в редукции данных, или в «концептуальной чистке». Было разработано огромное количество тестов для измерения личности, основывающихся на различных теоретических позициях, и далеко не всегда очевидно, в какой степени они перекрываются. Представим себе, что на рынке предлагается шесть шкал для измерения несколько отличающихся аспектов личности: одна шкала претендует на измерение «негативной реактивности», другая — «силы Эго», третья — «интуитивного мышления» и т.д. Действительно ли они измеряют шесть совершенно разных параметров личности? Может быть, все они измеряют одну и ту же характеристику? Или истина заключается в том, что тесты измеряют два, три, четыре или пять отдельных аспектов личности? Чтобы узнать это, просто необходимо предъявить задания теста большой выборке людей и затем факторизовать корреляции между заданиями, и факторный анализ точно покажет, какова на самом деле лежащая в их основе структура. Например, может быть выделено два фактора. Первый фактор может иметь большие нагрузки по всем заданиям в тестах 1, 5 и 6. Все существенные нагрузки по второму фактору могут определяться заданиями из тестов 2, 3 и 4. Следовательно, становится ясным, что тесты 1, 5 и 6 измеряют одну и ту же характеристику, так же как и тесты 2, 3 и 4. Таким образом, можно показать, что любые утонченные теоретические дискуссии по поводу незначительных различий между шкалами в действительности не имеют основы и каждый рационально мыслящий психолог, увидя результаты такого анализа, вынужден будет анализировать материал в терминах двух (а не шести) теоретических конструктов, что представляет значительное упрощение.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...