Один и то же психологический концепт, а у нас нет никакого представления о том, действительно ли шесть утверждений опросника измеряют одно, два, три, четыре, пять или шесть достаточно разных психологических феноменов. Основная цель данного анализа — как раз ответить на этот вопрос, и потому описанная стратегия также оказывается неподходящей.

Наблюдательные читатели могли заметить некоторые тенденции в этих данных. Вы могли обратить внимание, что ответы индивидуумов на утверждения I, 2 и 3 обнаруживают тенденцию к сходству. Стефен склонен соглашаться со всеми тремя, Энн не склонна соглашаться с ними, в то время как остальные обнаруживают более или менее нейтральную позицию по отношению к ним. Это, коечно, довольно грубые апроксимации, однако вы можете видеть, что ни один из тех, кто поставил себе ранг 1 или 2 по одному из этих трех вопросов, не присваивает себе ранг 4 или 5 по одному из других. Благодаря этому можно предположить, что удовольствие от общения, импульсивность действий и жизнерадостное отношение демонстрируют тенденцию к группированию и поэтому можно ожидать, что эти три задания образуют шкалу. Тоже самое относится и к заданиям с 4 по 6. Опять такие испытуемые, как Стефен и Энн, которые дают себе низкую оценку по одному из этих трех утверждений, присваивают себе низкий балл и по оставшимся двум утверждениям, в то время как Кристин выставляет себе высокие оценки по всем трем позициям.

Таким образом, оказывается, что в этом опроснике существует два кластера утверждений: первый состоит из утверждений 1, 2 и 3, второй — из утверждений 4, 5 и 6. Однако обнаружение этих связей — очень сложная задача. Если порядок колонок в табл. 14.1 изменить, то эти связи трудно или невозможно будет обнаружить «на глаз».

К счастью, статистическая характеристика, именуемая коэффициентом корреляции, дает возможность определить, действительно ли индивидуумы, имеющие низкие баллы по одной переменной, склонны иметь низкий (или высокий) балл по другим переменным. Краткое описание корреляционных методов дано в приложении А, к котерому следует обратиться в данный момент, если в этом есть необходимость.

В табл. 14.2 представлены корреляции, вычисленные на основе табл. 14.1. (Подробное вычисление этих корреляций не приводится, поскольку работы по статистике, такие, как книга Хауэлла (Howell, 1992), объясняют эту процедуру во всех деталях.) Эти корреляции подтверждают наши предположения, касающиеся взаимосвязей между ответами студентов на утверждения с 1 по 3 и с 4 по 6. Ответы на утверждения с 1 по 3 высоко коррелируют между собой (0,933; 0,824 и 0,696, соответственно) и почти не коррелируют с ответами на вопросы с 4 по 6 (-0,096 и т.д.)- Точно так же ответы на утверждения с 4 по 6 высоко коррелируют между собой (0,896; 0,965 и 0,808, соответственно) и почти не коррелируют с ответами на утверждения с 1 по 3.

Таким образом, корреляции позволяют сделать вывод, что утверждения с 1 по 3 формируют одну естественную группу, а

Таблица 14,2 Корреляции между шестью утверждениями табл. 14.1

Qi

Q2

Q3

Q4

Q5 Q6

Q1

1,000

Q2

0,933

1,000

Q3

0,824

0,696

1,000

Q4

-0,096

-0,052

0,000

1,000

Q5

-0,005

0,058

0,111

0,896

1,000

Q6

-0,167

-0,127

0,000

0,965

0,808 1,000

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...