Верхняя часть табл. 14.1 представляет собой опросник, состоящий из шести утверждений. Шестерых студентов попросили ответить на каждое утверждение, используя пятибалльную оценочную шкалу, как показано в таблице, и их ответы даны в нижней части таблицы. Они говорят о степени согласия каждого участника с каждым утверждением.

Упражнение

Посмотрите на ответы студентов, расположенные в нижней части табл. 14.1. Попытайтесь определить, основываясь на этих цифрах, существует ли какая-либо степень совпадения между каждым из шести заданий и, если существует, то укажите между какими из них. На это упражнение отводится около 5 минут.

Первое, что вы можете сделать, — это оценить усредненные ответы по каждому заданию. На основе этого вы можете увидеть, что индивидуумы не склонны соглашаться с утверждением 4, ответы на которое имеют средний ранг 2,16, в то же время большинство индивидуумов обнаруживают тенденцию соглашаться с утверждением 2, среднее значение ответов на которое составляет 3,5. Вы можете таже попробовать проанализировать вариативность оценок, чтобы узнать, образуют ли одни утверждения больший диапазон ответов, чем другие. Однако, как бы ни были интересны эти данные, они в действительности не помогают нам понять характер связей между переменными. Было бы полезно знать, действительно ли шесть утверждений оценивают шесть различных понятий или же они полностью перекрываются, а таблица средних значений этого показать не может.

В главе 11 говорилось, что опросники обычно обрабатываются путем суммирования оценок, полученных индивидуумом по всем входящим в состав опросника утверждениям. Было бы интересно повторить то же самое с данными из табл. 14.1 и вычислить, например, что Стефен по всему опроснику имеет оценку 18 и т.д. Если вы попытаетесь сделать это, вам следует прежде прочесть главу 11 еще раз. Помните, что имеет смысл суммировать оценки индивидуумов только в том случае, если все задания оценивают

Таблица 14.1

Личностный опросник, состоящий из шести заданий, и ответы пяти студентов

Q1 Я получаю удовольствие от общения 1

Q2 Я часто действую импульсивно

Q3 Я веселый человек 4 5

Q4 Я часто ощущаю депрессию

Q5 Мне трудно засыпать по ночам 4 5

Q6 Большие толпы людей вызывают 12345

у меня чувство тревоги

Пожалуйста, обведите кружком одну цифру, которая соответствует вашей реакции на утверждение:

обводите «5», если вы полностью согласны с описывающим вас утверждением;

обводите «4», если оно характеризует вас достаточно хорошо; обводите «3», если не имеете определенной точки зрения или не уверены в том, что это утверждение характеризует вас;

обводите «2», если чувствуете, что утверждение не вполне характеризует вас;

обводите «1», если абсолютно уверены, что это утверждение вас не характеризует.

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Стефен

5

5

4

1

I

2

Энн

1

2

1

1

1

2

Пол

3

4

3

4

5

4

Джанетт

4

4

3

1

2

1

Майкл

3

3

4

1

2

2

Кристин

3

3

3

5

4

5

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...