Чем выше величина коэффициента альфа, тем меньше будет ошибка при измерении черты, и, зная надежность теста и стандартные отклонения тестовых оценок, можно извлечь статистическую характеристику, которая называется «стандартная ошибка измерения» («standard-error of measurement» (SEM)). Она показывает, насколько ошибка измерения может быть связана с каждым измерением. Можно установить, что если оценка человека по тесту равна 35, то с 99%-ной вероятностью можно полагать, что подлинная оценка находится где-то между 30 и 38*.

Формула для вычисления стандартной ошибки такова:

где SD — стандартное отклонение тестовых оценок. Таким образом, тест со стандартным отклонением 1,0 и надежностью 0,7 будет иметь стандартную ошибку 5,4. Если бы его надежность была равна 0,9, то стандартная ошибка измерения упала бы до 3,1. Таким образом, знание надежности теста позволяет делать некоторые интересные заключения, касающиеся величины ошибки, которая, вероятно, имеется в любом измерении, при условии, конечно, что задания данного теста можно считать репрезентативными по отношению к полному набору заданий.

* Если вам захочется сделать это на практике, я вам очень советую перед этим проконсультироваться с книгой Нанелли (Nunnally, 1978, р. 241). Процедуры, описанные в большинстве руководств по использованию тестов (даже таких широко используемых, как WISC-III) и во многих учебниках по психометрике, неправильны.

Задание для самопроверки 13.2

(а) Что такое KR-20 и альфа Кронбаха?

(б) Почему при разработке опросника нецелесообразно перефразировать одно и то же задание несколько раз?

(в) О чем говорит стандартная ошибка измерения?

(г) Представьте себе, что мы имеем два теста, которые ставят своей целью измерение тревоги. Тест 1 имеет надежность 0,81, а тест 2 имеет надежность 0,56. Какой будет корреляция между каждым из этих тестов и подлинной оцеукой? Какой будет самая большая корреляция, которую вы, вероятно, получите, если будете коррелировать оценки индивидуумов, полученные по тесту 1, с их же оценками, полученными по тесту 2?

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...