В предыдущем разделе я показал, что отдельно взятый вопрос теста — плохое средство измерения черты и что значительно лучшую оценку ее выраженности можно получить, если мы сложим оценки, полученные по некоторому количеству вопросов, измеряющих различные аспекты черты. Представим себе, что для измерения определенной черты разработано около 20 вопросов и они предъявляются приблизительно 200 испытуемым. Пока мы допускаем, что все вопросы измеряют одну и ту же черту, а о том, как проверить это допущение и устранить вопросы, которые измеряют ее плохо, мы будем говорить в главе 18. Специализированные компьютерные программы (такие, как операция оценки «надежности» в SPSS) могут быть использованы, чтобы вычислить по этим данным статистическую характеристику, которую различные авторы упоминают как «надежность» теста, «альфа», «коэффициент альфа», «KR-20», «альфа Кронбаха» или «внутренняя согласованность». Деталей того, как вычисляется эта статистика, мы здесь касаться не будем, но их можно найти в большинстве учебников по психометрике. Как вы можете ожидать исходя из прочитанного в предыдущем разделе, на коэффициент альфа влияют два фактора:

• средняя величина корреляции между вопросами теста. Поскольку мы допустили в предыдущем разделе, что различные задания теста подвержены действию разных посторонних факторов, единственная причина, по которой ответы индивидуумов на любую пару заданий должны коррелировать между собой, состоит в том, что оба вопроса измеряют одну и ту же скрытую черту. Поэтому, если все вопросы теста измеряют одну и ту же черту, корреляции между ними будут высокими и положительными (после обработки);

• количество вопросов в шкале. Снова я указываю на то, что общая цель построения шкалы из нескольких вопросов состоит в том, чтобы попытаться устранить действие посторонних факторов. Видимо, легко понять: чем больше вопросов в шкале, тем более вероятно, что все эти посторонние факторы будут устранены. В этом случае может оказаться полезной формула Спирмена — Брауна (имеющаяся в любом стандартном руководстве по психометрике). Она позволяет предсказать, как будет увеличиваться или уменьшаться надежность шкалы, если число вопросов в шкале меняется.

Таблица 13.2 Корреляции между пятью гипотетическими вопросами теста

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 1

1,0

Вопрос 2

-0,02

1,0

Вопрос 3

0,10

0,28

1,0

Вопрос 4

0,15

0,31 .

0,24

1,0

Вопрос 5

0,12

0,25

0,27

0,36

1,0

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...