• написать несколько вопросов, каждый из которых отражает разные аспекты черты и, следовательно, оказывается под воздействием различных наборов посторонних факторов;

• оценить ответы на эти вопросы;

• сложить эти оценки вместе.

Общий (или средний) балл, полученный по опроснику, неизбежно будет лучшей оценкой черты индивидуума, чем ответ на один-единственный вопрос, поскольку посторонние факторы устраняют действие друг друга. Это тот же принцип, о котором говорилось в предыдущем разделе. Там я утверждал, что для получения «наилучшей» оценки длины комнаты по результатам трех измерений, которые слегка различаются (потому что на каждый действует различный набор посторонних факторов), мы должны просто взять среднее значение этих величин. Когда мы поступаем таким образом, 80%, 90% (и даже более) вариативности в общей оценке теста обусловливается личностной чертой, что намного лучше, чем 20 или 30%, которые можно было бы получить с помощью одного отдельно взятого, даже самого хорошего, вопроса. Этот простой принцип составляет основу «теории надежности», которая будет обсуждаться в следующем разделе. Прежде чем закончить этот раздел, необходимо объяснить, что означает термин «специфическая вариативность», который без предупреждения вкрался в рис. 13.2. Остальные стрелки на этом рисунке дают основание предполагать, что ответ индивидуума на этот вопрос может быть полностью охарактеризован в терминах пяти основных параметров (плюс некоторая ошибка измерения, которую мы можем опустить). Однако это не обязательно так. Вполне возможно, что некто, не являющийся экстравертом и не получающий удовольствия от выпивки, и чей ответ не подвержен сильному влиянию любого другого постороннего фактора, может тем не менее просто извлекать удовольствие из «пьяных» вечеринок. Другими словами, может получиться так, что некоторые индивидуумы ответят на этот вопрос полным согласием, даже несмотря на то что такой вариант ответа невозможно предугадать исходя из знания их аттитюдов, личностных черт и прочих обстоятельств из числа «мешающих факторов». Необходимо принимать это в расчет, что и делается с помощью понятия, называемого специфической вариативностью.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...