• написать несколько вопросов, каждый из которых отражает разные аспекты черты и, следовательно, оказывается под воздействием различных наборов посторонних факторов;

• оценить ответы на эти вопросы;

• сложить эти оценки вместе.

Общий (или средний) балл, полученный по опроснику, неизбежно будет лучшей оценкой черты индивидуума, чем ответ на один-единственный вопрос, поскольку посторонние факторы устраняют действие друг друга. Это тот же принцип, о котором говорилось в предыдущем разделе. Там я утверждал, что для получения «наилучшей» оценки длины комнаты по результатам трех измерений, которые слегка различаются (потому что на каждый действует различный набор посторонних факторов), мы должны просто взять среднее значение этих величин. Когда мы поступаем таким образом, 80%, 90% (и даже более) вариативности в общей оценке теста обусловливается личностной чертой, что намного лучше, чем 20 или 30%, которые можно было бы получить с помощью одного отдельно взятого, даже самого хорошего, вопроса. Этот простой принцип составляет основу «теории надежности», которая будет обсуждаться в следующем разделе. Прежде чем закончить этот раздел, необходимо объяснить, что означает термин «специфическая вариативность», который без предупреждения вкрался в рис. 13.2. Остальные стрелки на этом рисунке дают основание предполагать, что ответ индивидуума на этот вопрос может быть полностью охарактеризован в терминах пяти основных параметров (плюс некоторая ошибка измерения, которую мы можем опустить). Однако это не обязательно так. Вполне возможно, что некто, не являющийся экстравертом и не получающий удовольствия от выпивки, и чей ответ не подвержен сильному влиянию любого другого постороннего фактора, может тем не менее просто извлекать удовольствие из «пьяных» вечеринок. Другими словами, может получиться так, что некоторые индивидуумы ответят на этот вопрос полным согласием, даже несмотря на то что такой вариант ответа невозможно предугадать исходя из знания их аттитюдов, личностных черт и прочих обстоятельств из числа «мешающих факторов». Необходимо принимать это в расчет, что и делается с помощью понятия, называемого специфической вариативностью.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...