В психологии ответ, который испытуемый дает на задание теста, представляет собой аналог измерения длины одним из методов, описанных выше, — с одной лишь существенной разницей, имеющей практическое значение, особенно в случае личностных измерений.

Упражнение

Представьте себе, что в личностном опроснике студентам был задан вопрос: «Получаете ли вы удовольствие от «хмельных» вечеринок?» — и они ответили, отмечая по пятибалльной шкале

ранги — от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен». Попытайтесь составить список из шести факторов, которые могут повлиять на то, какие ответы они отмечают.

Кроме тех переменных, которые, вероятно, обнаруживают небольшую вариативность внутри группы (таких, как способность понять все слова в предложении), мой список включает следующее:

• их уровень экстраверсии (личностная черта);

• число вечеринок, на которых они недавно побывали (их печень может нуждаться в отдыхе);

• их возраст;

• их религиозные убеждения/этническая принадлежность;

• социальная желательность: для некоторых студентов может оказаться трудным признать, что они гораздо охотнее предпочли бы работу в университетской библиотеке участию в вечеринках, и поэтому они будут склонны преувеличивать свое подлинное пристрастие к вечеринкам;

• контекст, в котором задавался вопрос: потенциальный работодатель и студент-психолог вполне могут получить разные ответы на этот вопрос;

• предположение студента относительно того, что оценивается: например, один человек может прочесть вопрос, полагая, что он направлен на оценку того, есть ли у него проблемы с алкоголем, и ответит соответственно этому; кто-то другой может полагать, что измеряется уровень экстраверсии, и, следовательно, ответит соответствующим образом;

• способ, который испытуемый использует при работе с пятибалльной шкалой: некоторые индивидуумы используют оценки 1 и 5 довольно свободно, в то время как другие никогда не обращаются к полюсам шкалы;

• склонность соглашаться: установлено, что люди склонны соглашаться с утверждениями;

• настроение студента;

• случайная ошибка: если вы зададите студенту тот же самый вопрос двумя минутами позже, можете получить несколько отличающийся ответ.

Ваш список, вероятно, содержит и другие важные переменные. Множество посторонних факторов определяет, каким образом индивидуум будет отвечать на вопрос в личностном тесте, и некоторые из них мы рассмотрим в главе 17. То же самое в значительной степени приложимо и к тесту способностей.

Рис. 13.2. Примеры переменных, которые могут оказывать влияние на ответы человека, получаемые на одно утверждение из личностного опросника.

На успешность здесь могут оказывать влияние не только способности, но и тревога, удача при угадывании правильного ответа, непонимание того, что ожидается, социальное давление (намеренное частичное выполнение теста, чтобы не выделяться из группы), осознаваемая важность получения высокой оценки и т.д. Мы могли бы сделать такое же заключение по поводу оценок поведения (когда особенности личности ранжирующего и его чувствительности будут также влиять на выставляемые ранги). Таким образом, любой фрагмент собранных данных при оценке индивидуальных различий, видимо, подвержен влиянию большого числа факторов, как показано на рис. 13.2.

Можно было бы провести эксперименты, чтобы определить меру влияния каждой из этих переменных на индивидуальный ответ, полученный на каждый вопрос. Если вопрос предназначен для измерения такой черты, как экстраверсия, «хорошим» будет вопрос, при котором эффекты всех других переменных окажутся малы, аналогично тому как на «хороший» показатель длины влияет расстояние, а не температура, давление воздуха или что-либо еще. В предыдущем примере, касавшемся измерения длины стены, реальная длина стены оказывала решающее влияние на показатели, получаемые с помощью измерительной ленты. К сожалению, в психологии это не так. Почти невозможно найти вопрос личностного теста, для которого диагностируемая черта объясняла бы более чем 20—30% вариативности индивидуальных ответов на вопросы. Большая часть вариативности обязана своим происхождением другим факторам.

Проблема действительно серьезна. Кажется, что сложно или невозможно придумать вопросы, которые измеряли бы черту в чистом виде, поскольку ответы индивидуумов на каждый вопрос теста подвержены влияниям множества черт, состояний, аттитю-дов, настроений и везения. Можем ли мы надеяться, что личность или способности могут быть оценены с какой-либо степенью точности?

К счастью, существует подход к решению этой проблемы. Например, можно привести некоторые другие вопросы, измеряющие экстраверсию, каждый из которых зависит от действия различного набора посторонних факторов. В главе 5 показано, что Ай-зенк считает экстравертов социабельными, оптимистичными, разговорчивыми, импульсивными и т.д., — значит, можно сформулировать вопросы, которые измеряли бы и эти переменные тоже. Вопрос типа «Ведете ли вы себя тихо во время общественных мероприятий?» был бы подвержен влиянию определенного числа посторонних факторов, но лишь некоторые из них оказались бы теми же, что и для первого вопроса. Таким образом, если опрос^ ники конструировались из некоторого количества вопросов, на каждый из которых действует различный набор посторонних факторов, влияние последних будет иметь тенденцию к снижению, в то время как влияние черты будет накапливаться. Следовательно, чтобы разработать более точное измерение личностной черты, необходимо просто:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...