Весьма простой ответ состоит в том, что никто не может надеяться на то, чтобы составить какое-либо заключение на основании оценок личности по этой шкале, поскольку ее утверждения, видимо, измеряют два разных концепта. Пункты 1 и 3, по-видимому, оценивают тревожность, в то время как пункты 2 и 4 скорее измеряют социабельность. Следовательно, общий балл 4, по этому тесту, мог возникнуть в случае, если испытуемый был:

• тревожным и несоциабельным (оценки 2, 0, 2, 0);

• нетревожным и социабельным (оценки 0, 2, 0, 2);

• умеренно тревожным и умеренно социабельным (оценки 1, 1, 1, 1) и т.д.

Интуитивно должно быть понятно, что, когда тесты обрабатываются таким способом, интерпретировать их значение можно только в том случае, если все задания в шкале измеряют одну и ту же базисную психологическую характеристику. Если все четыре утверждения измеряют по этому тесту тревожность, то чем выше оценки испытуемых, тем более тревожными они должны быть. Однако если задания измеряют две или более совершенно разные характеристики, как в приведенном выше примере, такая интерпретация невозможна. Поэтому очень важно убедиться в том, что все утверждения в определенной шкале оценивают одну (и только одну) черту. Существуют два основных способа добиться этого. В данной главе мы рассмотрим теорию надежности — теорию, которая исходно предполагает, что все задания измеряют одну и ту же характеристику, и проверяет, так ли это на самом деле. В главах 14 и 15 мы изучим технику, позволяющую нам устано- вить, сколько характеристик измеряется определенным набором заданий.

Измерение объектов в повседневной жизни может быть проведено с поразительной точностью. Хотя всегда существует некоторая «ошибка измерения», связанная с определением размера, массы или объема, которая, как правило, составляет весьма небольшой процент от измеряемого количества. Цифровые весы у меня в кухне взвешивают муку с точностью до двух граммов, поэтому ошибка измерения при взвешивании 225 г муки составляет приблизительно плюс или минус 1%. Измерительная лента может иметь отметки через* каждый сантиметр, поэтому ошибка, включающаяся в измерение положения любого конца ленты, может составлять приблизительно плюс или минус 0,5 см.

Ошибка, связанная с проведением каждого измерения, может рассматриваться как случайная в том смысле, что она будет варьировать случайным образом от одного измерения к другому. Если бы стену измеряли 100 раз, ее длина иногда оказывалась бы равной 301 см или несколько меньше — 299 см, но если бы усреднили 100 измерений, они должны были бы дать более точную оценку подлинной длины стены, чем та, которая получилась бы в результате одного измерения, поскольку случайные ошибки измерения имеют тенденцию нивелировать влияния друг друга при усреднении.

Другие методы измерения длины стены в моем кабинете включают использование цифрового измерителя; он оценивает, сколько времени потребуется звуковому импульсу, передаваемому из небольшого ящика, расположенного напротив одной стены, чтобы достичь другого конца комнаты и вернуться обратно. Наконец, мы можем измерить окружность небольшого деревянного валика и посчитать число вращений, которые он сделает, проходя по поверхности стены. Умножив длину окружности валика на число вращений, мы должны получить длину комнаты.

Так же как гарантируется, что ошибки измерения сведены к минимуму, измерительные инструменты должны быть сконструированы так, чтобы получаемые с их помощью оценки гарантированно находились под влиянием только одной физической переменной — именно той, которую хотят измерить. Например, показатели, получаемые по цифровым шкалам, не должны зависеть от времени дня, когда осуществляется измерение, от температуры комнаты, света или фактуры измеряемого объекта или еще чего-либо, за исключением его длины. Это прямой эквивалент принципа, который был продемонстрирован при использовании теста из четырех утверждений: измерительные инструменты должны измерять только одну характеристику объекта.

На практике это оказывается далеко не так просто. Допустим, что измерительная лента, цифровой измеритель и валик полностью свободны от ошибок измерения — «случайных ошибок», упоминавшихся выше. Дает ли это основание полагать, что длина моего кабинета может быть измерена с полной точностью? К сожалению, нет, поскольку ни один из этих инструментов не измеряет только длину. Измерительная лента будет слегка вытягиваться или сжиматься в зависимости от изменения температуры и влажности, и поэтому в холодный влажный день или в сухой и жаркий она будет давать несколько различающиеся показатели. Точность цифрового измерителя будет (хотя и в небольшой степени) зависеть от давления воздуха, поэтому он даст несколько иные показатели, если мой кабинет переместить на вершину горы Эверест. Если обои имеют сильный рельеф, валик будет измерять общую длину возвышений и углублений бумаги дополнительно к длине комнаты.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...