Заключительная стадия предусматривает размещение людей относительно каждого конструкта. В литературе обсуждается несколько методических приемов для выполнения этого шага. Некоторые экспериментаторы просят испытуемых проранжировать элементы по каждому из конструктов (сложная и требующая много времени задача), в то время как другие могут попросить испытуемых приписать половину элементов эмерджентному полюсу конструкта (их отмечают крестиками в решетке), оставшиеся элементы приписывают контрастному полюсу. Однако самый простой прием —использовать пятибалльную шкалу, в которой ранг 1 подразумевает, что эмерджентный полюс очень хорошо описывает данный элемент, а ранг 5 предполагает, что прекрасное описание его характера дает, наоборот, контрастный полюс, и т.д.

Чтобы проанализировать решетку, вы должны перенести эти ранги в сводную таблицу на бумаге или в ваш любимый статистический пакет и провести анализ, описанный в предыдущем разделе. Вы, вероятно, захотите подсчитать корреляции между всеми возможными парами конструктов (решетка 12 х 12, подобная этой, будет давать 66 корреляций, именно поэтому лучше будет использовать компьютер для такого анализа). У вас может возникнуть желание оценить статистическую значимость каждого коэффициента, чтобы определить, какие из корреляций значимо отличаются от нуля, и вам следует обсудить эти факты с человеком, который заполнял решетку. Например, если вы обнаружили исключительно высокую корреляцию между конструктами «счастливый-депрессивный» и «предприимчивый—покорный», вы должны сделать заключение, что человек, вероятно, рассматривает пред-I приимчивых людей как счастливых, а покорных людей — как депрессивных. Люди очень часто не осознают того, каким образом I связаны их конструкты, и обсуждение подобных взаимосвязей может оказаться весьма продуктивным.

Затем, может быть, вам захочется произвести некоторые статистические вычисления, чтобы показать, насколько похоже интерпретируется каждая пара элементов, используя для этого, например, такие статистические показатели, как «общая абсолютная разность» или «квадратный корень из средней суммы квадратов разностей между парами рангов», обсуждавшиеся выше. Это покажет, какая пара индивидуумов воспринимается наиболее сходным образом, и опять это может привести к интересным результатам, о которых испытуемый не догадывается. В университете, где я преподаю, мы знакомимся с репертуарными решетками на практических занятиях, и каждый год я удивляюсь, как много девушек-студенток воспринимают своих возлюбленных в значительной степени таким же образом, как и своих отцов!

Ретестовая надежность репертуарных решеток исследовалась достаточно широко (Feixas et ai, 1992), и обычно считается, что здоровые студенты продуцируют весьма похожие решетки, когда они подвергаются повторному тестированию в другой ситуации, в случае же патологии (например, у шизофреников) решетки могут весьма значительно варьировать от одного измерения к другому.

Репертуарные решетки имеют очень широкий диапазон использования, поскольку они могут быть приспособлены для столь разных целей, как, например, выяснение того, каким образом индивидуумы классифицируют работы по искусству, или выделение базовых знаний, которые могут быть затем использованы при создании «экспертной системы» компьютерных программ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...