Рис. 12.1. Пример репертуарной решетки.

Например, испытуемые могут воспринимать Питера и Марка как «скупых» — и это эмерджентный* полюс первого конструкта. Затем их должны попросить чшисать противоположность «скупому». Это может быть «щедрый», «готовый помочь» или многие другие варианты, причем выбор может и не являться прямой логической противоположностью по словарному определению. Однако предположим, что наш испытуемый решает, что противоположностью «скупому» будет «щедрый» — это «контрастный полюс» конструкта. Слова, описывающие эмерджентные и контрастные полюса конструкта, вводятся в первый ряд репертуарной решетки, как показано на рис. 12.1. Этот процесс затем повторяется с использованием трех других элементов до тех пор, пока не будет воспроизведено достаточное количество конструктов, или до тех пор, пока испытуемый не сможет продуцировать какие-либо новые конструкты. Немногие люди могут выдать более дюжины таких разных конструктов. Если испытуемый останавливается и ему трудно придумать новый конструкт, полезно подбодрить его, предложив сгруппировать элементы по-другому. Вместо того чтобы искать конструкт, позволяющий дифференцировать его начальника от него самого и от его брата, испытуемый может подумать над тем, как он отличается от своего брата и от своего начальника или как его брат отличается от его начальника и от него самого.

* Emergent — возникающий, выявленный. (Прим. перев.)

Отец Питер

Мать Фиона

Я сам Дэвид

Начальник

Марк

Друг Фред

Скупой

1

4

5

1

2

Щедрый

Счастливый

4

5

1

5

3

Несчастный

Оживленный

5

4

3

5

4

Тихий

Гедонистический

5

4

3

5

4

Нравственный

Дружелюбный

4

1

1

3

1

Равнодушный

и т.д.

и т.д.

Рис. 12.2. Заполненная репертуарная решетка.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...