Метод репертуарной решетки
Рис. 12.1. Пример репертуарной решетки.
Например, испытуемые могут воспринимать Питера и Марка как «скупых» — и это эмерджентный* полюс первого конструкта. Затем их должны попросить чшисать противоположность «скупому». Это может быть «щедрый», «готовый помочь» или многие другие варианты, причем выбор может и не являться прямой логической противоположностью по словарному определению. Однако предположим, что наш испытуемый решает, что противоположностью «скупому» будет «щедрый» — это «контрастный полюс» конструкта. Слова, описывающие эмерджентные и контрастные полюса конструкта, вводятся в первый ряд репертуарной решетки, как показано на рис. 12.1. Этот процесс затем повторяется с использованием трех других элементов до тех пор, пока не будет воспроизведено достаточное количество конструктов, или до тех пор, пока испытуемый не сможет продуцировать какие-либо новые конструкты. Немногие люди могут выдать более дюжины таких разных конструктов. Если испытуемый останавливается и ему трудно придумать новый конструкт, полезно подбодрить его, предложив сгруппировать элементы по-другому. Вместо того чтобы искать конструкт, позволяющий дифференцировать его начальника от него самого и от его брата, испытуемый может подумать над тем, как он отличается от своего брата и от своего начальника или как его брат отличается от его начальника и от него самого.
* Emergent — возникающий, выявленный. (Прим. перев.)
• |
Отец Питер |
Мать Фиона |
Я сам Дэвид |
Начальник Марк |
Друг Фред |
|
Скупой |
1 |
4 |
5 |
1 |
2 |
Щедрый |
Счастливый |
4 |
5 |
1 |
5 |
3 |
Несчастный |
Оживленный |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
Тихий |
Гедонистический |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
Нравственный |
Дружелюбный |
4 |
1 |
1 |
3 |
1 |
Равнодушный |
и т.д. |
и т.д. |
Рис. 12.2. Заполненная репертуарная решетка.
Смотрите также
Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...
Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...