факта, что женщина воспринимает своего мужа в значительной степени так же, как она воспринимает сексуальных маньяков.

Метод репертуарной решетки может помочь в решении всех этих вопросов. Основная идея очень проста. Каждого испытуемого просят записать имя одного реального человека, который занимает значительное место в его жизни — обычно здесь фигурируют реальные люди, а не вымышленные стереотипы. Таким образом, испытуемого будут просить подумать, например, об одном конкретном брате, а не о собирательном образе всех братьев. Имена этих индивидуумов определяются как «элементы». Обычно используется около дюжины таких «ролевых персонажей». Типичный набор ролей может включать самого испытуемого, его мать, отца, супруга, конкретного брата, конкретную сестру; того, кого испытуемый очень не любит; того, кого он очень жалеет; начальника на работе, близкого друга того же пола, любимого учителя и т.д. Они обычно выбираются таким образом, чтобы охватить все основные системы отношений в жизни испытуемого как с любимыми, так и с нелюбимыми индивидуумами, фигурирующими в этом списке.

Элементы могут быть специально отобраны в клинических целях. Терапевт, стремящийся понять Я-концепцию личности, может включить такие позиции, как «Я сам, каким я хотел бы быть», «Я сам, какой я сейчас», «Я сам, каким видит меня моя семья», «Я сам, каким я был 5 лет тому назад». Терапевт, желающий изучить наклонности клиента к злоупотреблению алкоголем, может включить фразы типа «Я сам перед выпивкой», «Я сам после выпивки», «Я такой, каким, как я полагаю, я буду после выпивки», а кто-то, пытающийся выделить проблемы, связанные с супружеством, может включить фразы типа «Я такой, каким я представляюсь моему партнеру» или «мой партнер». Возможность приспособить репертуарную решетку к обстоятельствам жизни любого индивидуума — одна из сильнейших сторон этого метода. Однако в настоящий момент мы просто рассмотрим типы элементов, которые могут быть предназначены «нормальным» людям.

Испытуемый, заполняющий решетку, показанную на рис. 12.1, вписывает имена подходящих индивидуумов под их «ролевыми персонажами» в первый ряд решетки.

Затем испытуемому предлагается выбрать только три из них, причем выбор осуществляется более или менее произвольно, и его просят подумать об одной важной психологической характеристике, по которой любой из этих индивидуумов отличается от двух других.

Отец

Питер

Мать Фиона

Я сам

Дэвид

Начальник Марк

Друг Фред

Скупой

Щедрый

Счастливый

Несчастный

Оживленный

Тихий

и т.д.

и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...