Хотя Келли разработал репертуарную решетку (об этом речь пойдет ниже) как способ формализации индивидуальных систем личных конструктов, он также верил в пользу умения хорошо слушать. «Если вы хотите у кого-то узнать, все ли у них в порядке, -писал он однажды, — спросите их: они могут вам рассказать». Более того, он считал, что методика самохарактеристик может быть полезной для понимания индивидуумов. Он предложил следующее: если возникла потребность узнать, что представляет собой тот или иной человек, его следовало бы попросить дать краткое описание самого себя, как если бы его описывал близкий друг. Его книги содержат несколько примеров такого рода. Самоописания (и описанный ниже метод репертуарной решетки) использовались в терапевтических целях в методике, известной как «фиксированная ролевая терапия».

В фиксированной ролевой терапии терапевт отмечал, как индивидуум склонен оценивать себя и других (его конструкты), и просил этого человека «сыграть роль» совершенно другой личности. Например, если человек интерпретировал себя как «спокойного», «неэмоционального» или «тревожного», терапевт мог попросить его попытаться действовать таким образом, как если бы тот ощущал себя противоположной личностью (обычно на период в несколько недель), чтобы тот мог понять, как это бывает — истолковывать себя по-другому. Этот подход чрезвычайно контрастирует с подходом Роджерса. Для Роджерса основная цель терапии — дать индивидуумам возможность узнать себя и исследовать чувства по отношению к себе такими, какими они являются на самом деле. Подход Келли включает активную поддержку индивидуума в попытках стать кем-то другим на несколько недель (по крайней мере) и в попытках разработать новую систему конструктов.

Однако наиболее популярный метод для определения того, каким образом индивидуумы истолковывают свои внутренние миры, — это метод репертуарной решетки. Из главы 2 вы должны помнить, что, согласно Келли, каждая личность имеет тенденцию классифицировать предметы и людей («элементы») с помощью «личных конструктов». Словесно они могут быть представлены как два термина, которые имеют для индивидуума противоположное значение, например, «хороший — плохой», «несчастный — счастливый» или «оживленный — скучный», хотя иногда один из полюсов не очевиден для человека. Если мы сможем найти способ определять природу этих измерений («конструктов»), которые человек использует, чтобы структурировать окружающий мир, немедленно возникают четыре блока интересных вопросов.

• Какие конструкты использует индивидуум? Другими словами, какие особенности других людей представляются наиболее существенными для этого человека? Какие характеристики он считает полезными, пытаясь прогнозировать поведение других? Имеются ли какие-нибудь очевидные характеристики, которые просто не подлежат учету? Существуют ли конструкты, выражающие сильное неприятие?

• Каким образом индивидуум истолковывает некоторые ключевые «элементы» своей жизни? В первую очередь каким образом человек воспринимает себя, а также свою семью и своих друзей? Для исследования чувств по отношению к самому себе предлагается другой метод, однако нет причин, по которым человека, заполняющего решетку, нельзя было бы попросить использовать в качестве одного из ее элементов фразу: «Я такой, каким я хотел бы быть», позволяя тем самым непосредственно наблюдать расхождение между идеальным и реальным Я.

• Какие связи существуют между конструктами? Вполне возможно, что конструкты будут коррелировать между собой. Например, мы могли бы обнаружить, что пациент рассматривает «оживленных» (а не «сдержанных») людей как «не заслуживающих доверия» (а не «честных»), и это может открыть различные варианты плодотворных подходов для клинического исследования.

• Какие связи существуют между элементами? Каких индивидуумов обычно воспринимают наиболее сходным образом? Например, склонны ли мужчины выбирать себе в жены женщин, которых они воспринимают в значительной степени так же, как они воспринимают своих матерей? Возможно, будет представлять клинический интерес обнаружение того

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...