Кажется, не существует причин, по которым проницательный клиницист отказался бы сделать свои собственные карточки, и это было бы полезным при изучении определенных вопросов, которые возникают в непосредственном или завуалированном виде и при этом не до конца исследованы. Также, по-видимому, не существует причин, по которым утверждения, "имеющиеся в любом стандартном личностном опроснике, нельзя было бы перенести на карточки и предъявлять их таким способом. Однако есть тенденция использовать стандартный набор утверждений (калифорнийская Q-серия, California Q-set), которые содержат наиболее типичные чувства по отношению к себе. Блок (Block, 1961) описывает в полном объеме детали использования Q-сортировки в различных условиях. Это быстрый метод, позволяющий индивидуумам выразить свои чувства по отношению к себе в форме, допускающей количественные оценки.

Для измерения Я-концепции было разработано также несколько опросников. Они достаточно широко используются в клинической и социальной психологии, и их детальное обсуждение приводит Клайн (Kline, 1993). Эти опросники очень популярны: только один из них — шкала самооценки (Self-Esteem Scale (Rosenberg, 1965)) цитировался в литературе свыше 1000 раз. Утверждения этой шкалы, состоящей из 10 пунктов, очень похожи друг на друга и в основном десятью различными способами выясняют только один вопрос: «Нравитесь ли вы себе?» Тест, однако, обнаруживает очень высокие корреляции с другими тестами, измеряющими тревогу и депрессию (-0,64 и -0,54 соответственно), и поэтому, как считает Клайн, доказательства того, что и эта шкала, и обсуждаемые им альтернативные показатели действительно измеряют именно самооценку, весьма неубедительны.

Тест двадцати утверждений (Twenty Statements Test (Kuhn, McPart-land, 1954)) также был предложен как способ изучения образа Я. Как следует из его названия, испытуемым просто предлагают описать себя, используя 20 коротких утверждений. Есть несколько способов обработки этого теста, учитывающих, например, количество утверждений, связанных с работой, количество описаний физических характеристик и т.д. Считается, что последовательность выдвижения этих утверждений также имеет значение. Еще раз подчеркнем: хотя с клинической точки зрения интересно знать, уделяет ли индивид непропорциональное внимание конкретному аспекту своего Я (например, своей наружности), это не очень чувствительная методика изучения образа Я.

Задание для самопроверки 12.1

Каким образом можно проверить, дает ли Q-сортировка точные результаты?

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...