Кажется, не существует причин, по которым проницательный клиницист отказался бы сделать свои собственные карточки, и это было бы полезным при изучении определенных вопросов, которые возникают в непосредственном или завуалированном виде и при этом не до конца исследованы. Также, по-видимому, не существует причин, по которым утверждения, "имеющиеся в любом стандартном личностном опроснике, нельзя было бы перенести на карточки и предъявлять их таким способом. Однако есть тенденция использовать стандартный набор утверждений (калифорнийская Q-серия, California Q-set), которые содержат наиболее типичные чувства по отношению к себе. Блок (Block, 1961) описывает в полном объеме детали использования Q-сортировки в различных условиях. Это быстрый метод, позволяющий индивидуумам выразить свои чувства по отношению к себе в форме, допускающей количественные оценки.

Для измерения Я-концепции было разработано также несколько опросников. Они достаточно широко используются в клинической и социальной психологии, и их детальное обсуждение приводит Клайн (Kline, 1993). Эти опросники очень популярны: только один из них — шкала самооценки (Self-Esteem Scale (Rosenberg, 1965)) цитировался в литературе свыше 1000 раз. Утверждения этой шкалы, состоящей из 10 пунктов, очень похожи друг на друга и в основном десятью различными способами выясняют только один вопрос: «Нравитесь ли вы себе?» Тест, однако, обнаруживает очень высокие корреляции с другими тестами, измеряющими тревогу и депрессию (-0,64 и -0,54 соответственно), и поэтому, как считает Клайн, доказательства того, что и эта шкала, и обсуждаемые им альтернативные показатели действительно измеряют именно самооценку, весьма неубедительны.

Тест двадцати утверждений (Twenty Statements Test (Kuhn, McPart-land, 1954)) также был предложен как способ изучения образа Я. Как следует из его названия, испытуемым просто предлагают описать себя, используя 20 коротких утверждений. Есть несколько способов обработки этого теста, учитывающих, например, количество утверждений, связанных с работой, количество описаний физических характеристик и т.д. Считается, что последовательность выдвижения этих утверждений также имеет значение. Еще раз подчеркнем: хотя с клинической точки зрения интересно знать, уделяет ли индивид непропорциональное внимание конкретному аспекту своего Я (например, своей наружности), это не очень чувствительная методика изучения образа Я.

Задание для самопроверки 12.1

Каким образом можно проверить, дает ли Q-сортировка точные результаты?

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...