Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
Особый интерес представляют те испытуемые основной группы с IQ > 110, которые имеют отрицательные либо крайне низкие значения показателя величины интерференции (в пределах от -4 до 4 с) в количестве 39 человек из 149. Заметим, что отрицательные значения показателя Т3 - Т2 — это факт, с которым нам не приходилось ранее сталкиваться в своих собственных исследованиях и доступных нам исследованиях других авторов. Возможно, дело в специфике нашей выборки (все наши студенты — будущие программисты). Создается впечатление, что лица с отсутствием эффекта интерференции в принципе нечувствительны к когнитивному конфликту, объективно имеющему место в условиях выполнения третьей (конфликтной) карты методики Струпа. Любопытно, что в данном случае их интеллектуальной поведение аналогично поведению людей, которым предлагается выполнить третью карту в методике Струпа в ее модифицированном варианте с блокированием фактора влияния семантики слов-названий (цветные слова предъявляются «вверх ногами», в них в случайном порядке переставляются буквы, третья карта предъявляется испытуемым с низким уровнем грамотности и т. д.).
Анализ значимых различий по стилевым и продуктивным показателям интеллектуальной деятельности позволяет заключить, что испытуемые, нечувствительные к когнитивному конфликту, по сравнению с остальными ПО испытуемыми более медленно читают карту «слова» (68,7 с и 44,8 с при значимости различий на уровне Р = 0,01), имеют более низкие показатели успешности выполнения таких вербальных субтестов шкалы Амтхауэра, как А1 — «Словарный запас» (107 и 118 соответственно при Р = 0,003), A3 — «Аналогии» (103 и 108 соответственно при Р - 0, 003), А4 — «Классификация» (120 и 130 соответственно при Р = 0,01), А6 — «Ряды чисел» (107 и 120 соответственно при Р = 0,01).
Иными словами, различие прежде всего идет по линии сформированности вербальных способностей: чем ниже уровень сформированности вербальных семантических структур, тем более нечувствителен испытуемый к когнитивному конфликту, демонстрируя максимальную псевдогибкость в методике Струпа (эффект интерференции при этом практически отсутствует). По-видимому, в этом случае можно говорить об особом типе организации интеллекта, при котором у человека отсутствуют навык вербального обоснования и склонность вникать в значение перерабатываемой информации.
Характерно, что в группе с отсутствием эффекта интерференции среди всех субтестов шкалы Амтхауэра отмечаются относительно высокие средние показатели успешности выполнения невербальных субтестов А7 — «Сложение фигур» и А8 — «Кубики» (122,6 и 127,5 соответственно). Иными словами, улиц, нечувствительных к когнитивному конфликту, наблюдается выраженный дисбаланс в развитии вербальных и пространственных способностей с приоритетом последних.
Таким образом, и по когнитивному стилю ригидность/гибкость познавательного контроля мы можем констатировать, что по мере повышения уровня IQ наблюдаются как прогрессивные (в виде отсутствия эффекта ригидности и роста гибкости познавательного контроля), так и регрессивные (в виде увеличения проявлений дезинтеграции двух базовых форм опыта, в своих крайних формах приводящих к нечувствительности к когнитивному конфликту) тенденции в стилевой организации интеллекта.
Весьма характерны доказательства феномена «расщепления» полюса «быстрого когнитивного темпа» когнитивного стиля импульсивность/рефлективность с точки зрения значимых различий в интеллектуальных характеристиках между соответствующими субгруппами (импульсивными и быстрыми/точными) в общей выборке испытуемых с высоким и сверхпороговым IQ, (Кострикина, 2001). В таблице 20 приводятся значимые различия в интеллектуальных характеристиках соответствующих субгрупп. В верхней части таблицы указаны: количество испытуемых, образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик интеллектуальной деятельности (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.
Таблица 20
«Расщепление» полюса быстрого когнитивного темпа в выборке с IQ £ 110
Быстрые/точные (п = 39) |
Импульсивные (п = 75) |
Значения Р |
М времени первого ответа 21,0с |
М времени первого ответа 30,0 с |
0,05 |
М количества ошибок 10,5 |
М количества ошибок 17,8 |
0,05 |
Низкий показатель А2 (109) |
Высокий показатель А2 (ИЗ) |
0,05 |
Низкий показатель A3 (102) |
Высокий показатель A3 (НО) |
0,05 |
Низкий показатель А6 (108) |
Высокий показатель А6 (115) |
0,05 |
Высокий показатель А7 (122) |
Низкий показатель А7 (115) |
0,05 |
Высокий показатель А8 (135) |
Низкий показатель А8 (128) |
0,05 |
Низкий уровень ассоциативного кодирования (5,5) |
Высокий уровень ассоциативного кодирования (14,0) |
0,01 |
Высокий уровень предметного кодирования (87,5) |
Низкий уровень предметного кодирования (78,0) |
0,01 |
Низкий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0,78) |
Высокий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0,90) |
0,01 |
Высокая интерференция (33,0) |
Низкая интерференция (24,0) |
0,01 |
Смотрите также
Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...
Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...
Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...