В таблице 16 приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе широты диапазона эквивалентности по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности. В верхней части таблицы указывается количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таким образом, психологическая неоднородность полюса «широкий диапазон эквивалентности» просматривается с достаточной очевидностью. Характерно, что «глобалисты», будучи полезависимыми, отличаются низким уровнем развития как конвергентных, так и дивергентных способностей. Высокие показатели оригинальности названий по тесту Торренса, согласно ранее полученным данным, могут свидетельствовать не только о творческой продуктивности, но и о своеобразной форме гиперкомпенсации проявлений когнитивной несостоятельности (в частности, низкой способности к пространственным и категориальным преобразованиям информации) в виде «парадоксальной креативности» (Холодная, 2002). Что касается полюса «узкий диапазон эквивалентности», средствами кластерного анализа он «расщепился» в весьма своеобразной форме — как «выпадение» второй теоретически ожидаемой субгруппы («д етализаторов» ).

Ригидный/гибкий познавательный контроль

Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Словесно-цветовая интерференция» (рис. 9).

Согласно рисунку 9, выделяются четыре непересекающихся кластера, которые «расщепляют» каждый полюс когнитивного сгиля ригидность/гибкость познавательного контроля на две субгруппы. Последние были проинтерпретированы как «гибкие» (кластер 1), «интегрированные» (кластер 2), «неинтегри-рованные» (кластер 3) и «ригидные» (кластер 4).

Б таблице 17 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих данные кластеры, а также значений центроидов каждого из выделившихся кластеров по основному и дополнительному показателям.

Рис. 9. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю ригидность/гибкость

Рис. 9. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю ригидность/гибкость познавательного контроля в координатах основного показателя «величина интерференции» (Т3 - Т2) и дополнительного показателя «соотношение времени выполнения карт «цвет» и «слова» (Т/Т,)

Таблица 17

Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений центроидов

Названия кластеров

% испытуемых

Величина интерференции, с

т2/т1

1. «Гибкие»

40,0

24,8

1,18

2. «Интегрированные»

24,4

47,1

1,31

3. «Неинтегрированные»

28,9

28,1

1,55

4. «Ригидные»

6,7

87,7

1,45

Из таблицы 17 видно, что в силу специфики студенческой выборки субгруппа «ригидных» представлена минимальным числом испытуемых, тогда как на субгруппу «гибких» приходится почти половина выборки. Важно отметить, что именно «ригидные» де-монст рируют эффект крайней стилевой позиции (величина интерференции выражена в этой субгруппе в максимальной степени). Ниже в таблицах 18 и 19 приводятся значимые различия между субгруппами по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности на полюсе гибкости и полюсе ригидности. В верхней части таблицы указываются количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таблица 18 «Расщепление» полюса гибкости познавательного контроля

«Гибкие» (п = 18)

«Неинтегрированные» (п = 13)

Значения Р

М времени интерференции 24,8 с

М времени интерференции 28,1с

Не значимо

М показателя Т2/Т1 1,18

М показателя Т2/Т1 1,55

0,05

Делают меньше выборов в графах «слабо-средне» по СД (25,6)

Делают больше выборов в графах «слабо-средне» по СД (37,3)

0,05

Медленно читают слова в 1-й карте методики Струпа, с (44,8)

Быстро читают слова в 1-й карте методики Струпа, с (40,8)

0,05

Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (53,3)

Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (63,5)

0,02

Быстро выполняют конфликтную карту методики Струпа, с (78,2)

Медленно выполняют конфликтную карту методики Струпа, с (91,6)

0,05

Задают мало вопросов «идеальному компьютеру» (8,6)

Задают много вопросов «идеальному компьютеру» (14,5)

0,02

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...