Таблица 13 «Расщепление» полюса поленезависимости

«Мобильные ПНЗ» (п = 17)

«Фиксированные ПНЗ» (п-4)

Значение Р

М времени выделения простой фигуры в сложной 19,6 с

М времени выделения простой фигуры в сложной 21,0 с

Не значимо

М коэффициента обучаемости 0,61

М коэффициента обучаемости -0,44

0,01

Быстро выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (85,5)

Медленно выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (110,7)

0,001

Делают много выборов в графах «слабо-средне» по СД (35,2)

Делают мало выборов в графах «слабо-средне» по СД (19,2)

0,001

Высокий индекс сформированности понятийных структур (1,54)

Низкий индекс сформированности понятийных структур ( -1,02)

0,01

Слабая интерференция в методике Струпа, с (31,1)

Сильная интерференция в методике Струпа, с (54,7)

0,001

Судя по данным таблицы 13, интеллектуальное поведение «фиксированных ПНЗ» (заметим, что таких испытуемых по выборке в целом очень мало) отличается высокой скоростью структурирования поля при явном снижении способности к непроизвольному контролю собственной интеллектуальной деятельности: у этой субгруппы проявления имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» не только отсутствуют, но, более того, во второй половине теста успешность их деятельности значимо снижается. Аналогичный результат был отмечен и в другом исследовании: при выполнении методики «Стержень-рамка» некоторые испытуемые, которые вначале показывали незначительное отклонение стержня от вертикали, при продолжении эксперимента резко ухудшали свои показатели (Hansson, Ryden, Johnson, 1986). По мнению авторов, это те испытуемые, которые с трудом интегрируют свое восприятие со средой (контекстом). Поэтому, когда они оказываются в противоречивой ситуации, последняя может вызвать ,у них интеллектуальные затруднения.

В нашем исследовании подобный эффект был продемонстрирован при «расщеплении» полюса ПНЗ: у фиксированных ПНЗ в условиях когнитивного конфликта в тесте Струпа замедля-. ется время выполнения конфликтной карты и более выражен эффект интерференции. Не менее важен и тот факт, что в этой субгруппе отмечается низкий уровень сформированности понятийных структур, отвечающих за контроль процессов переработки семантической информации. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения является низкое количество выборов в графах «слабо» и «средне» семантического дифференциала, что также свидетельствует о слабом категориальном контроле меры дифференцированного участия чувственно-сенсорных впечатлений в процессе анализа содержания понятий. Создается впечатление, что фиксированные ПНЗ — это тип людей, о которых можно сказать: они быстро соображают, но плохо думают.

Напротив, у «мобильных ПНЗ» наличествует некий механизм непроизвольной регуляции интеллектуальной деятельности: они эффективнее справляются с конфликтом словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций при выполнении третьей карты методики Струпа (соответственно, у них менее выражен эффект интерференции), у них более дифференцирован процесс участия чувственно-сенсорных впечатлений при анализе содержания понятий, выше показатели сформированности понятийных структур (соответственно, выше возможности категориальной регуляции процессов переработки информации). По-видимому, интеллектуальное поведение мобильных ПНЗ предполагает некоторые ментальные усилия, связанные с подключением контролирующих метакогнитивных структур их ментального опыта.

Таким образом, у «фиксированных ПНЗ» ментальные репрезентации строятся по принципу «мгновенного схватывания» (акты собственно мышления свернуты), тогда как у «мобильных ПНЗ» ментальные репрезентации выстраиваются постепенно и относительно медленно в силу действия механизма непроизвольного интеллектуального контроля. В связи с этим обращает на себя внимание весьма характерная деталь: если в субгруппу «мобильных ПНЗ» попали главным образом студенты с наиболее высокими реальными учебными достижениями, то группу «фиксированных ПНЗ» составили испытуемые, имеющие репутацию слабых студентов (согласно оценкам преподавателей).

Таблица 14 «Расщепление» полюса полезависимости

«Мобильные ПЗ» (п = 21)

«Фиксированные ПЗ» (п = 3)

Значение Р

М нахождения простой фигуры в сложной 35,9 с

М нахождения простой фигуры в сложной 57,8 с

0,001

М коэффициента обучаемости 0,28

М коэффициента обучаемости -0,08

0,001

Создают больше групп при сортировке слов (7,9)

Создают меньше групп групп при сортировке слов (5,0)

0,01

Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (56,7)

Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (73,0)

0,001

В большей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,33)

В меньшей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,60)

0,01

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...