Таблица 13 «Расщепление» полюса поленезависимости

«Мобильные ПНЗ» (п = 17)

«Фиксированные ПНЗ» (п-4)

Значение Р

М времени выделения простой фигуры в сложной 19,6 с

М времени выделения простой фигуры в сложной 21,0 с

Не значимо

М коэффициента обучаемости 0,61

М коэффициента обучаемости -0,44

0,01

Быстро выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (85,5)

Медленно выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (110,7)

0,001

Делают много выборов в графах «слабо-средне» по СД (35,2)

Делают мало выборов в графах «слабо-средне» по СД (19,2)

0,001

Высокий индекс сформированности понятийных структур (1,54)

Низкий индекс сформированности понятийных структур ( -1,02)

0,01

Слабая интерференция в методике Струпа, с (31,1)

Сильная интерференция в методике Струпа, с (54,7)

0,001

Судя по данным таблицы 13, интеллектуальное поведение «фиксированных ПНЗ» (заметим, что таких испытуемых по выборке в целом очень мало) отличается высокой скоростью структурирования поля при явном снижении способности к непроизвольному контролю собственной интеллектуальной деятельности: у этой субгруппы проявления имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» не только отсутствуют, но, более того, во второй половине теста успешность их деятельности значимо снижается. Аналогичный результат был отмечен и в другом исследовании: при выполнении методики «Стержень-рамка» некоторые испытуемые, которые вначале показывали незначительное отклонение стержня от вертикали, при продолжении эксперимента резко ухудшали свои показатели (Hansson, Ryden, Johnson, 1986). По мнению авторов, это те испытуемые, которые с трудом интегрируют свое восприятие со средой (контекстом). Поэтому, когда они оказываются в противоречивой ситуации, последняя может вызвать ,у них интеллектуальные затруднения.

В нашем исследовании подобный эффект был продемонстрирован при «расщеплении» полюса ПНЗ: у фиксированных ПНЗ в условиях когнитивного конфликта в тесте Струпа замедля-. ется время выполнения конфликтной карты и более выражен эффект интерференции. Не менее важен и тот факт, что в этой субгруппе отмечается низкий уровень сформированности понятийных структур, отвечающих за контроль процессов переработки семантической информации. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения является низкое количество выборов в графах «слабо» и «средне» семантического дифференциала, что также свидетельствует о слабом категориальном контроле меры дифференцированного участия чувственно-сенсорных впечатлений в процессе анализа содержания понятий. Создается впечатление, что фиксированные ПНЗ — это тип людей, о которых можно сказать: они быстро соображают, но плохо думают.

Напротив, у «мобильных ПНЗ» наличествует некий механизм непроизвольной регуляции интеллектуальной деятельности: они эффективнее справляются с конфликтом словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций при выполнении третьей карты методики Струпа (соответственно, у них менее выражен эффект интерференции), у них более дифференцирован процесс участия чувственно-сенсорных впечатлений при анализе содержания понятий, выше показатели сформированности понятийных структур (соответственно, выше возможности категориальной регуляции процессов переработки информации). По-видимому, интеллектуальное поведение мобильных ПНЗ предполагает некоторые ментальные усилия, связанные с подключением контролирующих метакогнитивных структур их ментального опыта.

Таким образом, у «фиксированных ПНЗ» ментальные репрезентации строятся по принципу «мгновенного схватывания» (акты собственно мышления свернуты), тогда как у «мобильных ПНЗ» ментальные репрезентации выстраиваются постепенно и относительно медленно в силу действия механизма непроизвольного интеллектуального контроля. В связи с этим обращает на себя внимание весьма характерная деталь: если в субгруппу «мобильных ПНЗ» попали главным образом студенты с наиболее высокими реальными учебными достижениями, то группу «фиксированных ПНЗ» составили испытуемые, имеющие репутацию слабых студентов (согласно оценкам преподавателей).

Таблица 14 «Расщепление» полюса полезависимости

«Мобильные ПЗ» (п = 21)

«Фиксированные ПЗ» (п = 3)

Значение Р

М нахождения простой фигуры в сложной 35,9 с

М нахождения простой фигуры в сложной 57,8 с

0,001

М коэффициента обучаемости 0,28

М коэффициента обучаемости -0,08

0,001

Создают больше групп при сортировке слов (7,9)

Создают меньше групп групп при сортировке слов (5,0)

0,01

Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (56,7)

Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (73,0)

0,001

В большей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,33)

В меньшей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,60)

0,01

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...