Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
Таблица 13 «Расщепление» полюса поленезависимости
«Мобильные ПНЗ» (п = 17) |
«Фиксированные ПНЗ» (п-4) |
Значение Р |
М времени выделения простой фигуры в сложной 19,6 с |
М времени выделения простой фигуры в сложной 21,0 с |
Не значимо |
М коэффициента обучаемости 0,61 |
М коэффициента обучаемости -0,44 |
0,01 |
Быстро выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (85,5) |
Медленно выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (110,7) |
0,001 |
Делают много выборов в графах «слабо-средне» по СД (35,2) |
Делают мало выборов в графах «слабо-средне» по СД (19,2) |
0,001 |
Высокий индекс сформированности понятийных структур (1,54) |
Низкий индекс сформированности понятийных структур ( -1,02) |
0,01 |
Слабая интерференция в методике Струпа, с (31,1) |
Сильная интерференция в методике Струпа, с (54,7) |
0,001 |
Судя по данным таблицы 13, интеллектуальное поведение «фиксированных ПНЗ» (заметим, что таких испытуемых по выборке в целом очень мало) отличается высокой скоростью структурирования поля при явном снижении способности к непроизвольному контролю собственной интеллектуальной деятельности: у этой субгруппы проявления имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» не только отсутствуют, но, более того, во второй половине теста успешность их деятельности значимо снижается. Аналогичный результат был отмечен и в другом исследовании: при выполнении методики «Стержень-рамка» некоторые испытуемые, которые вначале показывали незначительное отклонение стержня от вертикали, при продолжении эксперимента резко ухудшали свои показатели (Hansson, Ryden, Johnson, 1986). По мнению авторов, это те испытуемые, которые с трудом интегрируют свое восприятие со средой (контекстом). Поэтому, когда они оказываются в противоречивой ситуации, последняя может вызвать ,у них интеллектуальные затруднения.
В нашем исследовании подобный эффект был продемонстрирован при «расщеплении» полюса ПНЗ: у фиксированных ПНЗ в условиях когнитивного конфликта в тесте Струпа замедля-. ется время выполнения конфликтной карты и более выражен эффект интерференции. Не менее важен и тот факт, что в этой субгруппе отмечается низкий уровень сформированности понятийных структур, отвечающих за контроль процессов переработки семантической информации. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения является низкое количество выборов в графах «слабо» и «средне» семантического дифференциала, что также свидетельствует о слабом категориальном контроле меры дифференцированного участия чувственно-сенсорных впечатлений в процессе анализа содержания понятий. Создается впечатление, что фиксированные ПНЗ — это тип людей, о которых можно сказать: они быстро соображают, но плохо думают.
Напротив, у «мобильных ПНЗ» наличествует некий механизм непроизвольной регуляции интеллектуальной деятельности: они эффективнее справляются с конфликтом словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций при выполнении третьей карты методики Струпа (соответственно, у них менее выражен эффект интерференции), у них более дифференцирован процесс участия чувственно-сенсорных впечатлений при анализе содержания понятий, выше показатели сформированности понятийных структур (соответственно, выше возможности категориальной регуляции процессов переработки информации). По-видимому, интеллектуальное поведение мобильных ПНЗ предполагает некоторые ментальные усилия, связанные с подключением контролирующих метакогнитивных структур их ментального опыта.
Таким образом, у «фиксированных ПНЗ» ментальные репрезентации строятся по принципу «мгновенного схватывания» (акты собственно мышления свернуты), тогда как у «мобильных ПНЗ» ментальные репрезентации выстраиваются постепенно и относительно медленно в силу действия механизма непроизвольного интеллектуального контроля. В связи с этим обращает на себя внимание весьма характерная деталь: если в субгруппу «мобильных ПНЗ» попали главным образом студенты с наиболее высокими реальными учебными достижениями, то группу «фиксированных ПНЗ» составили испытуемые, имеющие репутацию слабых студентов (согласно оценкам преподавателей).
Таблица 14 «Расщепление» полюса полезависимости
«Мобильные ПЗ» (п = 21) |
«Фиксированные ПЗ» (п = 3) |
Значение Р |
М нахождения простой фигуры в сложной 35,9 с |
М нахождения простой фигуры в сложной 57,8 с |
0,001 |
М коэффициента обучаемости 0,28 |
М коэффициента обучаемости -0,08 |
0,001 |
Создают больше групп при сортировке слов (7,9) |
Создают меньше групп групп при сортировке слов (5,0) |
0,01 |
Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (56,7) |
Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (73,0) |
0,001 |
В большей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,33) |
В меньшей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т2/Т1 (1,60) |
0,01 |
Смотрите также
Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...
Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...
Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...