Рис. 11.1. Пример чернильного пятна, похожего на те, которые используются в тесте Роршаха.

Нанимающимся на работу индивидуумам могут предъявлять набор задач типа тех, с которыми они, предположительно, будут сталкиваться, если их примут; им просто предлагают заняться их решением — подход, условно именуемый «рабочей корзиной». Их результаты в решении задач могут быть оценены позднее (хотя обычно это непростая процедура). Помимо этого могут быть измерены некоторые специфические навыки. Например, тесты ручной ловкости оценивают количество времени, которое затрачивает соискатель, чтобы с помощью пинцетов и отверток собрать предметы, используя маленькие гайки и болты.

Проективные личностные тесты

Проективные тесты — четвертый источник сведений, касающихся личности. В этих тестах испытуемым предъявляются некоторые двусмысленные, нечеткие или совершенно незначащие стимулы. Считается, что, описывая их, люди обнаруживают свои личностные особенности, переживания, желания, потребности, надежды, страхи и т.д. Чернильные пятна Роршаха — это, вероятно, наиболее знаменитый проективный тест.

В этом тесте испытуемым показывают серию чернильных пятен, весьма напоминающих то, которое изображено на рис. 11.1, и просят описать своими собственными словами, что они «видят» в них. (При, этом предупреждают, что ответ «чернильное пятно» классифицируется, как отчетливо патологический!) Ответы испытуемых обрабатывают в соответствии с одной из трех главных систем обработки. Предполагается, что эти ответы обнаруживают скрытые глубины личности. (С несчастью, несмотря на византийскую сложность схем обработки результатов тестирования (а может быть, благодаря ей), этот тест просто не работает и в настоящее время используется редко. Однако проективные тесты «множественного выбора» (в которых респонденты выбирают ответы из списка, вместо того чтобы описывать рисунки своими собственными словами) могут иметь определенную ценность (Holmstrom et al, 1990).

Задания для самопроверки 11.3

Что представляют собой:

(а) 0-данные?

(б) L-данные?

(в) Q'-данные?

(г) Т-данные?

(д) Проективные тесты?

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...