Оценки поведения

Вторая основная форма доказательств формируется на основе оценок поведения. Люди, выставляющие оценки, должны быть тщательно обучены тому, как классифицировать поведение в соответствии с определенным контрольным списком. Если после этого они наблюдают за индивидуумами на протяжении довольно длительного периода (месяцы, а не дни) и в разнообразных ситуациях, полученные ранги поведения людей в их повседневной жизни могут дать полезное понимание их личностей или способностей. Кэттелл называет это «L-данные» («регистрация жизненных событий»). Ранжирование поведения часто используется для оценки личности во время интервью и других процедур отбора, и, вероятно, имеется ряд важных характеристик (например, лидерские качества, социальные навыки), которые трудно оценить другими средствами. Однако, поскольку поведение наблюдается в течение короткого промежутка времени и в одной или двух ситуациях, неразумно утверждать, что такие оценки будут отличаться высокой степенью точности, и это действительно так (см., например: Cronbach, 1994).

Объективные тесты

Третья форма доказательств складывается на основе анализа поведения индивидуумов (обычно в лабораторных ситуациях), когда они либо не осознают того, какой аспект их поведения изучается, либо физически не способны изменить свой ответ. Эти тесты должны, следовательно, преодолеть принципиальное возражение, адресуемое опросникам, суть которого в том, что ответы можно легко фальсифицировать. Например, Кэттелл и Уобертон (Cattell, Warburton, 1967) предполагают, что высокотревожные люди,'вероятно, будут более подвижны по сравнению с остальными. Чтобы измерить двигательную активность (и, следовательно, тревожность), они прикрепили специальные микропереключатели к стулу и оставили его в комнате ожидания около лаборатории. Испытуемые-добровольцы, пришедшие на тестирование, садились на стул, не зная того, что в этот момент измеряется их поведение, — ситуация, которая поднимает некоторые интересные этические проблемы.

В другом еще более причудливом эксперименте при помощи специального оборудования у добровольцев измерялось кожное сопротивление в трех условиях: когда они сидели на стуле в расслабленном состоянии, при прочтении написанного на карточке слова «ужас» и сразу же после выстрела из стартового пистолета, произведенного непосредственно за спиной испытуемого. (В 60-е гг. этические нормы, очевидно, не были оценены в полном объеме.) В этих условиях несчастные добровольцы были не в состоянии контролировать реакции своей автономной нервной системы, что приводило к резкому снижению кожного сопротивления. Кэттелл обозначил результаты, получаемые в таких экспериментах, как «Т-данные» (поскольку они получены при помощи объективных тестов). Он утверждает, что они должны сформировать превосходную основу для измерения личности, поскольку абсолютно объективны. В тех случаях, когда испытуемые не знают, какой аспект их поведения измеряется, или не способны манипулировать своими ответами, такие тесты особенно трудно фальсифицировать. Однако изобретать и разрабатывать подходящие объективные тесты весьма сложно, и до сих пор лишь некоторые из них нашли какое-то практическое использование, как это будет показано дальше.

Объективные тесты могут применяться и для оценки способностей. В этом варианте они более известны как «тесты успешности». Например, при работе с детьми можно отмечать время, чтобы установить, насколько быстро они могут собрать головоломку, составить из нескольких деревянных кубиков определенную картинку или расположить серию юмористических рисунков в наиболее логичном порядке.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...