Как можно на практике измерить индивидуальные различия? Мы рассмотрим измерение состояний в главе 19 и поэтому в этом разделе сосредоточимся на чертах личности и способностях. Ключевая позиция, касающаяся всех психологических тестов, состоит в том, что индивидуумы, проходящие тестирование, должны подвергаться абсолютно одному и тому же испытанию, независимо от того, кто предъявляет тест и в какой стране это происходит. Чтобы обеспечить стандартизацию ситуации тестирования, требуется приложить большие усилия. Временные пределы должны строго соблюдаться, инструкция должна даваться точно в соответствии с указаниями, в буклете с вопросами и в бланке для ответов не должно быть никаких изменений, чтобы все это не повлияло на успешность исполнения. Способ обработки (и интерпретации) теста должен быть точно объяснен и необходимо строго ему следовать.

Тесты способностей и личностные опросники

Некоторые тесты предназначены для предъявления только одному человеку (например, тесты с использованием какого-либо оборудования), другие тесты требуют создания обстановки хорошего взаимопонимания в процессе тестирования. Однако большинство тестов сконструированы так, чтобы их можно было предъявлять группам людей либо в классе, либо в компьютерной лаборатории.

Тесты способностей — это просто наборы задач, причем считается, что каждая из них опирается на определенную умственную способность. Например, тест, предназначенный для оценки математических способностей, может состоять из разного рода головоломок, включающих сложение, вычитание, умножение, деление, геометрические задачи, системы квадратичных уравнений, алгебраические задачи, вычисления и т.д. Однако нельзя просто собрать вместе ряд заданий и назвать это тестом. Например, нет абсолютно никакой гарантии, что все эти задания в действительности измеряют одну и ту же скрытую способность. Не исключено, что способность выполнять сложение, вычитание, умножение и деление совсем не связана с другими математическими умениями более высокого уровня. Это можно проверить, используя методику, описанную в главе 14. Тесты способностей включают открытые ответы (например: «какое число идет следом: 1, 8, 27 .?») или вопросы, связанные с множественным выбором («следующее число будет; (а) 32, (б) 36, (в) 48, (г) 64»), хотя существуют и другие варианты. Они могут включать обращение к ребенку с просьбой вставить наиболее подходящее пропущенное слово (из списка) на свободное место в предложении или придумать тестовое задание, чтобы показать, что он уловил смысл понятия. Галликсен отмечает (Gulliksen, 1986), что психологи и педагоги не особенно изобретательны в способах, с помощью которых они разрабатывают тестовые задания, и предлагает несколько ценных альтернативных форм.

Может быть, наиболее очевидный способ измерения параметров личности связан с самооценочными опросниками. Однако важно иметь в виду две особенности таких тестов. Во-первых, невозможно просто придумать несколько вопросов, решить, как должны обрабатываться ответы, и затем предъявлять тест. Причины этого будут обсуждаться детально в главах 13, 17, 18, но главная из них заключается в отсутствии гарантий того, что задаваемые вами вопросы будут измерять именно ту черту, которую вы хотите измерить. Поэтому перед использованием теста необходимо провести некоторые статистические процедуры и убедиться, что выделяемые шкалы измеряют именно то, что предполагается измерить.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...