Ниже в таблицах 11 (а, б) приводится процентное соотношение учащихся, принадлежащих к четырем стилевым субгруппам в рамках «расщепления» когнитивного стиля И/Р по выборкам «экспериментальные классы» и «контрольные классы» (а) и по выборкам «одаренные учащиеся» и «обычные учащиеся» (б) (в каждом из двух исследований учащиеся объединялись в одну группу; для выделения стилевых субгрупп использовался медианный критерий; учащиеся, чьи стилевые показатели соответствовали значению медианы, при обработке данных исключались).

Таблица 11 (а)

Соотношение учащихся экспериментальных и контрольных классов, относящихся к разным стилевым субгруппам в рамках когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, в %

Типы испытуемых

Экспериментальные классы

Контрольные

Рефлективные (медленные/точные)

39,5

15,0

Импульсивные (быстрые/неточные)

9,3

52,5

Быстрые/точные

23,3

7,5

Медленные/неточные

6,7

15,0

Таблица 11 (б)

Соотношение «одаренных» и «обычных» учащихся, относящихся к разным стилевым субгруппам в рамках когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, в %

Типы испытуемых

«Одаренные» учащиеся

«Обычные» учащиеся

Рефлективные (медленные/точные)

53,1

31,6

Импульсивные (быстрые/неточные)

21,8

47,4

Быстрые/точные

21,9

5,3

Медленные/неточные

3,1

15,8

Нельзя не заметить, что в условиях реальной динамики интеллектуального роста при обучении в обогащенной образовательной среде (учащиеся экспериментальных классов) и наличия реальных интеллектуальных достижений (интеллектуально одаренные учащиеся) наблюдаются отчетливые изменения в соотношении стилевых субгрупп: у этих испытуемых, с одной стороны, преобладают два наиболее продуктивных типа стилевого поведения (рефлективные и быстрые/точные) и, с другой стороны, резко снижается выраженность двух наименее продуктивных типов стилевого поведения (импульсивные и медленные/неточные). Наконец, принципиально важным представляется то обстоятельство, что вектор интеллектуального развития учащихся экспериментальных классов, судя по этим данным, сближает учеников общеобразовательной школы — при условии изменения типа обучения — с интеллектуально одаренными школьниками (они становятся похожими по особенностям стилевого поведения).

Любопытным косвенным подтверждением феномена расщепления полюсов когнитивного темпа (быстрый/медленный процесс мышления) выступает явление «внимания к собственным ошибкам» (Shafrir, Pascual-Leone, 1990). При исследовании особенностей решения школьниками младшего подросткового возраста комбинаторных задач было замечено, что часть детей после каждой совершенной ошибки (обратной связи со стороны экспериментатора в виде оценки «неверно») существенно замедляли свою дальнейшую деятельность, затрачивая время на изучение ситуации и поиск причин своей ошибки (они получили название «рефлективные после ошибки»). Другая часть детей после совершения ошибки и соответствующей обратной связи, напротив, ускоряли темп своей дальнейшей деятельности, быстро переходя к следующей задаче («импульсивные после ошибки»). Факты свидетельствовали, что представители субгруппы «рефлективные после ошибки» имели значимо более высокие показатели IQ, более успешно выполняли такие тесты, как арифметический, концентрация внимания и шкала Равена, а также имели более высокий ранг в оценках учителей.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...