Когнитивный стиль как квадриполярное измерение
Ниже в таблицах 11 (а, б) приводится процентное соотношение учащихся, принадлежащих к четырем стилевым субгруппам в рамках «расщепления» когнитивного стиля И/Р по выборкам «экспериментальные классы» и «контрольные классы» (а) и по выборкам «одаренные учащиеся» и «обычные учащиеся» (б) (в каждом из двух исследований учащиеся объединялись в одну группу; для выделения стилевых субгрупп использовался медианный критерий; учащиеся, чьи стилевые показатели соответствовали значению медианы, при обработке данных исключались).
Таблица 11 (а)
Соотношение учащихся экспериментальных и контрольных классов, относящихся к разным стилевым субгруппам в рамках когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, в %
Типы испытуемых |
Экспериментальные классы |
Контрольные |
Рефлективные (медленные/точные) |
39,5 |
15,0 |
Импульсивные (быстрые/неточные) |
9,3 |
52,5 |
Быстрые/точные |
23,3 |
7,5 |
Медленные/неточные |
6,7 |
15,0 |
Таблица 11 (б)
Соотношение «одаренных» и «обычных» учащихся, относящихся к разным стилевым субгруппам в рамках когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, в %
Типы испытуемых |
«Одаренные» учащиеся |
«Обычные» учащиеся |
Рефлективные (медленные/точные) |
53,1 |
31,6 |
Импульсивные (быстрые/неточные) |
21,8 |
47,4 |
Быстрые/точные |
21,9 |
5,3 |
Медленные/неточные |
3,1 |
15,8 |
Любопытным косвенным подтверждением феномена расщепления полюсов когнитивного темпа (быстрый/медленный процесс мышления) выступает явление «внимания к собственным ошибкам» (Shafrir, Pascual-Leone, 1990). При исследовании особенностей решения школьниками младшего подросткового возраста комбинаторных задач было замечено, что часть детей после каждой совершенной ошибки (обратной связи со стороны экспериментатора в виде оценки «неверно») существенно замедляли свою дальнейшую деятельность, затрачивая время на изучение ситуации и поиск причин своей ошибки (они получили название «рефлективные после ошибки»). Другая часть детей после совершения ошибки и соответствующей обратной связи, напротив, ускоряли темп своей дальнейшей деятельности, быстро переходя к следующей задаче («импульсивные после ошибки»). Факты свидетельствовали, что представители субгруппы «рефлективные после ошибки» имели значимо более высокие показатели IQ, более успешно выполняли такие тесты, как арифметический, концентрация внимания и шкала Равена, а также имели более высокий ранг в оценках учителей.
Смотрите также
Заключение
Эта
книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от
классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные
теории черт личности и способностей. Кроме того, ...
Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования
с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие
знаний о поведении. Как в ...
Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел.
Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест
или нашел выход из лабиринта тр ...