В этой главе анализировались некоторые интересные аспекты настроений и мотиваций и было затронуто значительно больше проблем, чем решено. Например, поскольку не существует, по-видимому, подлинно эффективного опросника для оценки мотивации (а те немногие, которые претендуют на это, фактически измеряют личность), почти невозможно обсуждать структуру, природу и корреляты мотивации. Потому и данная глава посвящена состояниям в целом и настроению в частности.

Я считаю, что наряду с изучением уровня состояний могут также рассматриваться и некоторые другие интересные характеристики их. Они включают диапазон, в пределах которого настроения могут колебаться в ту или другую сторону от своего привычного уровня (вариабельность), степень любых регулярных (периодических) флуктуации настроения во времени, их средний уровень, скорость, с

которой они меняются, и меру их изменчивости в результате какого-либо внешнего воздействия.

Из этого короткого обзора факторов, влияющих на уровень и вариативность настроений, становится ясным, что и мысли, и жизненные события могут оказывать значительное влияние на уровень настроений — факт, который не должен вызывать слишком большое удивление. Однако, по-видимому, действительно существуют довольно значительные (и недостаточно понятные) индивидуальные различия в чувствительности к методике Велтена, которые делают ее использование проблематичным. Имеются основания считать, что уровень некоторых настроений варьирует в соответствии с регулярным циклом, хотя отделить эффекты регулярных (ежедневных или еженедельных) биологических ритмов от регулярных жизненных событий — задача непростая и требующая много времени. Наконец, я представил некоторые теории тревоги и предположил, что когнитивная теория Айзенка может быть одним из лучших путей к постижению природы уровней и настроения как состояния, и соответствующей черты личности.

Я считаю также, что вариативность настроений — еще одно интересное явление, происхождение которого недостаточно хорошо понято и связь которого с уровнем депрессии заслуживает изучения. В заключение я подчеркнул, что средний уровень настроения, по-видимому, должен быть эквивалентен черте, иначе говоря, каждая черта должна иметь соответствующее состояние настроения, как предполагал Кэттелл.

Предложения по дополнительному чтению

Кроме работы Аптера, трудно рекомендовать какие-либо тексты по психологии мотивации, поскольку книга Кэттелла (Cattell, Child, 1975) нелегка для чтения, а вопросы измерения (обсуждаемые в главе 19) должны быть твердо усвоены. Пол Барретт (Barrett, 1997) утверждает, что «где-то по пути психодиагносты, кажется, забыли о мотивации» — точка зрения, которую я разделяю всей душой.

Однако в отношении настроения дело обстоит несколько лучше. М. Ай-зенк (М. W. Eysenck, 1992) дает четкое описание своей теории когнитивных коррелятов тревоги (к этому можно прибавить обзор нескольких других, имеющих отношение к данной проблеме теорий); статьи Зайонца (Zajonc, 1980, 1984) содержат некоторые рассуждения по поводу связи

между настроением и когнициями, что может представлять особый интерес для тех, кто склонен к изучению познавательной сферы, в то время как Моррис (Morris, 1995), Кэттелл и Клайн (Cattell, Kline, 1977), Уот-сон и Теллеген (Watson, Tellegen, 1985) и Уотсон с соавторами (Watson el al., 1988) представляют психологию настроений и общих факторов позитивного аффекта и негативного аффекта. Работы МакКонвилла и Купера (McConville, Cooper 1992a), Хепберна и Айзенка (Hepburn, Eysenck, 1989) типичны в плане изучения вариабельности настроения.

Ответы на задания по самопроверке

10.1. Заслуживающие изучения характеристики настроения и мотивации включают:

• уровень в данный момент времени/в данной ситуации;

• различие в настроении/мотивации между двумя ситуациями;

• среднее настроение/мотивацию;

• вариативность во времени;

• периодичность (степень, с которой настроение/мотивация следует регулярному биологическому циклу);

• степень изменения-настроения/мотивации в некоторых стандартных условиях.

10.2. (а) живой, активный, энергичный, веселый — любое, что подразумевает энергию и энтузиазм;

(б) тревожный, зажатый, подавленный, испуганный, нервный — напряженное, неприятное настроение;

(в) сонливый, усталый, медлительный, апатичный — противоположность (а);

Страницы: 1 2

Смотрите также

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...