Считается также, что когнитивные стратегии преодоления изменяют настроение. В соответствии с базовой моделью предполагается, что индивидуумы могут осознавать, что они испытывают стресс или тревогу, и решать, что предпринять в связи с этим. С точки зрения Лазаруса (Lazarus, 1991), существуют специфические связи между способом, посредством которого индивидуум оценивает свое отношение к окружающей обстановке, и эмоцией (настроением), которую он переживает. Зейднер (Zeidner, 1995) подчеркивает, что, поскольку общие способности могут влиять на процесс оценки угрозы (и на число рассматриваемых возможностей преодоления), они также должны оказывать косвенное влияние на настроение, переживаемое в стрессогенных ситуациях. Природа стратегий преодоления весьма обширна и хорошо изучена, хотя не до конца понятно, отличаются ли тесты, измеряющие «механизмы преодоления», от тестов, которые измеряют личностные черты. Однако литература по стрессу и преодолению на самом деле слишком сложна, чтобы исследовать ее здесь в деталях. Итак, решающая позиция такова: кажется весьма вероятным, что наше переживание негативных эмоций будет связано с нашим восприятием источников их происхождения, нашими возможностями для взаимодействия с ними и с успехом стратегий преодоления, принятых в каждой конкретной ситуации.

Циклическая природа настроений

Временная динамика настроений также интенсивно изучается, хотя любой исследователь немедленно сталкивается с трудно преодолимой методологической проблемой. Крайне тяжело отделить эффекты времени от эффектов, обусловленных жизненными событиями. Предположим, было установлено, что индивидуумы каждый вечер обнаруживали снижение тех или иных настроений. Будет ли это указывать на то, что эти настроения находятся под контролем некоторых «биологических часов», которые заставляют уровень настроения подниматься или падать с определенной частотой (например каждые 24 часа)? Положительного ответа, разумеется, не будет. Настроения могут падать в определенный момент дня из-за усталости, благодаря физиологическим последствиям обильного обеда и множеству других факторов, которые имеют обыкновение происходить в одно и то же время дня, просто петому, что мы склонны жить довольно размеренной жизнью (каждый день вставать и есть приблизительно в одно и то же время).

В ряде исследований эту проблему обошли, контролируя настроения индивидуумов, находящихся в лаборатории, в которой не было окон; кроме того, продолжительность «дня» искусственно менялась (как правило, увеличивалась) по отношению к его обычной 24-часовой норме. Если ежедневная частота смены настроения изменится, это будет означать, что настроения — это побочный продукт жизненных событий. Если настроения останутся приуроченными к их 24-часовому циклу, можно будет полагать, что они находятся под прямым контролем биологических часов, возможно, опосредованных химическими веществами, такими, как кортизол. В одном подобном исследовании было обнаружено, что интенсивность ощущения счастья, переживаемого индивидуумом, находится под влиянием и жизненных событий, и 24-часового цикла (Boivin et я/., в печати). Последнее предполагает, что это настроение в определенной степени находится под контролем физиологических факторов.

Несколько исследований дают также основание предполагать, что 7-дневный цикл влияет на уровень настроения (например, Larsen, Kasimatis, 1990). Однако еще не до конца ясно, является ли 7-дневный цикл биологическим по своему происхождению или он отражает социальные обычаи, которые оказываются привязанными к 7-дневной неделе (это может быть приятное общение в конце недели, в дни отдыха и удручающее ощущение по возвращении на работу в понедельник).

Рис. 10.1. Фиксированные на протяжении 30 дней уровни настроения двух добровольцев-испытуемых, демонстрирующие индивидуальные различия в вариабельности настроения (по McConville, 1992).

Вариативность настроения — особенно интересный вопрос, поскольку существует чрезвычайно широкий диапазон индивидуальных различий во временной динамике настроения людей. Например, Крис МакКонвилл (McConville, 1992) просил людей заполнять шкалу настроения ежедневно на протяжении 30 дней. На РИС. 10.1 показаны ежедневные баллы настроений, полученные Двумя участниками этого исследования. Можно заметить, что один испытуемый демонстрирует значительные изменения настроения день ото дня, в то время как у другого настроение меняется относительно мало.

Надежно установлено, что все настроения каждого человека варьируют в одинаковых и характерных для него пределах (Wessman, Ricks, 1966). Это предполагает, что мы можем рассматривать саму вариабельность настроения как разновидность черты и постулировать существование какого-то «регулирующего механизма», который контролирует пределы колебаний настроения индивидуумов в одну и другую сторону от их привычного уровня. Однако механизмы, лежащие в основе изменения настроений, изучены недостаточно хорошо. Когда оценивают коррелятивные связи показателей вариативности с главными личностными чертами, наблюдается почти полное отсутствие согласованности между исследованиями. В одних обнаруживалось, что экстраверсия влияет на вариабельность настроений, а в других — нет; некоторые авторы находили, что нейротицизм оказывает мощное влияние, другие — нет. Более того, по одним данным психотицизм оказывает воздействие, а по другим — нет (McConville, Cooper, 1990a). Мы просто не знаем, почему обнаруживаются индивидуальные различия в вариабельности настроения и имеют ли лежащие в их основе регуляторные механизмы физиологическую базу.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...