Существует еще ряд проблем, касающихся всех этих работ, но мы их обсудим только кратко. Очевидный недостаток состоит в том, что в большинстве случаев использовался не адекватный задаче метод факторного анализа. Как будет показано в главе 19, совершенно необходимо проводить лонгитюдные исследования (базирующиеся на Р-методике или цепной Р-методике), чтобы выявить те задания теста, которые имеют тенденцию варьировать совместно, формируя таким образом состояние. Подобные исследования просто не предпринимались для большинства из этих опросников. Более того, не совсем понятно, каким образом формировались вопросы, устранялись синонимы и как утомительность заполнения опросников могла действовать на природу изучаемых факторов.

Задание по самопроверке 10.2

Перечислите несколько прилагательных, которые могут описать:

(а) ярко выраженный позитивный аффект;

(б) ярко выраженный негативный аффект;

(в) слабый позитивный аффект;

(г) слабый негативный аффект.

Мотивация

Еще меньше известно об основных измерениях мотивации. Фрейд предполагал, что секс и агрессия являются фундаментальными формами мотивации, хотя сложные трансформации этих базисных влечений (например, орально фиксированный индивидуум, который достигает сексуального удовлетворения, поглощая молочные пудинги) делают этот аспект теории Фрейда, подобно многим другим, почти недоступным для проверки. Кэттелл идентифицировал около 20 основных характеристик мотивации и разработал тест анализа мотивации (Motivation Analysis Test), чтобы измерять их. Однако, как показано в главе 19, в высшей степени маловероятно, что этот тест действует должным образом.

Аптер с соавторами (Apter et al, 1975) предложил термины «телическое» и «парателическое» состояния, чтобы, в сущности, провести границу между теми видами активности, которые ориентированы на цель (чтение книги по статистике, приготовление бутерброда, уход на работу), и теми видами активности, которые включают сосредоточение на чувствах, связанных с самим собой (например, ощущение скуки, фиксация чувства голода, наслаждение от прогулки ради удовольствия). Они полагают, что есть четыре главные цели, которые можно интерпретировать как четыре основных источника мотивации. Это физиологические потребности (избегание опасности, уменьшение боли, преодоление сильного голода), социальные цели (например, виды активности, которые ведут к формированию чувства статуса, силы или аффилиации, т.е. «принадлежности»), цели, которые связаны с самоутверждением (например, получение степени по психологии, формирование образа человека, имеющего устойчивые связи), и те цели, которые включают семью и друзей (например, уход за больным родственником). Это предполагает, что некоторые виды активности обеспечивают внутреннее удовлетворение (поэтому могут, вероятно, рассматриваться как базисные побуждения) и реализуются по этой причине. Слушание музыки — один из очевидных примеров. Другие виды активности осуществляются как средства завершения чего-либо (например, кто-то терпеливо выполняет тяжелую работу, потому что оплата позволит ему предаваться своему хобби). Аптер и его коллеги (Apter, 1975) изучили, как, почему и когда люди переключаются с одного типа мотивации на другой, а также эмоциональные и другие последствия этого.

Однако в действительности этой теории не хватает твердой основы. Она возникла на основе интроспекции, и не до конца понятно, насколько независимы вышеописанные четыре категории, а также, не слишком очевидно, каким образом это может быть проверено эмпирически. Предполагается также, что мы знаем или можем знать (если проводим самонаблюдение) свои подлинные причины, побуждающие к осуществлению некоторых действий, что кажется несколько ограниченным. Во всяком случае существуют более проработанные теории (такие, как теория Кэт-телла, которая обсуждается в главе 19, поскольку это тесно связано с некоторыми важными вопросами измерений), поэтому работа Аптера не будет обсуждаться здесь более детально.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...