До сих пор мы рассматривали только стабильные личностные характеристики и высказали предположение, что черты — основные строительные блоки личности и способностей — это более или менее устойчивые особенности индивидуума. Обилие доказательств, которые связывают черты личности и способностей с биологией нервной системы (в частности, работы по времени опознания и по времени реакции; открытие того, что личность и способности имеют значительный генетический компонент, и исследования психофизиологии личности), говорит о том, что этот подход в целом правилен. Нам, кажется, удалось выявить главные характеристики личности и показать, что они являются характеристиками самих индивидуумов в большей степени, чем социальных процессов или ситуаций.

Никто никогда не предполагал, что модель, базирующаяся на выделении черт, — это все, что требуется психологии индивидуальности, поскольку она не охватывает два довольно очевидных типа индивидуальных различий: различия в настроениях* и мотивации.

Эта глава будет посвящена некоторым основным теориям настроения и мотивации. Вопросы, касающиеся способов их оценки, нередко бывают очень трудными, и об этом речь пойдет в главе 19.

К числу главных особенностей как эмоций, так и мотиваций относятся следующие:

• они изменяются во времени;

• они будут изменяться в ответ на изменение ситуации.

Мы можем переживать чувство эйфории (или отчаяния!) после участия в соревнованиях или после оглашения результатов экзамена, чувство страха на безлюдном шоссе или прилив чувства любви в ответ на чей-то добрый поступок — все это примеры настроений.

Мотивация — это то, что толкает нас к действию. Вы помните, какое значение Фрейд придавал сексу, однако другие факторы тоже могут мотивировать нас. Боязнь провала может заставить нас упорно заниматься перед экзаменом. Мучительный голод может привести нас в кухню, когда мы работаем поздно ночью. Однако, когда мы удовлетворили свои сексуальные желания (или сдали экзамены, перекусили), наш интерес к сексу (психологии, пище), вероятно, на время уменьшится. Таким образом, эти мотивацион-ные переменные тоже являются скорее состояниями, чем чертами.

О психологии настроения и мотивации известно значительно меньше, чем о психологии черт личности и способностей, и я полагаю, что для этого есть очень серьезная причина. Измерение черт чрезвычайно полезно во многих областях прикладной психологии, например, для отбора тех претендентов на должность, которые имеют незаурядные способности в какой-то конкретной области, для решения того, кто из индивидуумов с большей вероятностью окажется достаточно стабильным, чтобы справиться со стрессами, находясь длительное время в подводной лодке или в космическом корабле, или для оказания помощи в определении того, станет ли ребенок дислексиком. Знание оценок конкретного человека по основным чертам личности и способностей позволит предсказать, как индивидуум будет себя вести. Однако, как мы отмечали раньше, состояния оказываются и ситуационно-специфичными, и преходящими.

Плохо то, что на состояния может действовать очень большое количество когнитивных переменных. Эмоции, которые вы переживаете, когда незнакомый человек проливает на вас какой-нибудь напиток, будут чрезвычайно варьировать в зависимости от того, верите вы или нет в то, что это была случайность. Мы можем также оценить сам факт переживания стресса и изучить наши возможности уменьшения подобных чувств (например, уход из университета; улучшение навыков распределения времени; обвинение в нереалистических ожиданиях преподавателей, а не самих себя; посещение бара). Различные индивидуумы могут применять разные когнитивные «стратегии преодоления» при столкновении со стрессогенными жизненными событиями, и эти стратегии будут влиять на возникающие в результате настроения (см., например: Folkman, Lazarus, 1980). Таким образом, на состояния влияют как внешние события, так и внутренние процессы (например, стратегии преодоления).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...