Теперь мы знаем достаточно много об относительной значимости средовых и генетических влияний на личность и интеллект. Проблема заключается в том, что социальные психологи, социологи и представители других аналогичных профессий не согласны с тем, что генетические особенности могут умерять эффекты среды и (что спорно) доминировать над ними. В то же время специалисты в области евгеники с неудовольствием признают очень мощное влияние индивидуальной среды. Существует, конечно, множество фактов, которые простые модели, описанные выше, объяснить не могут, например, «эффект Флинна». Было замечено, что баллы IQ постепенно год за годом повышаются практически во всем мире (Flynn, 1987). Специалисты в области евгеники подчеркивают важность генетических влияний на IQ и приводят доказательства того, что индивиды с низким IQ имеют больше детей, чем индивиды с высоким IQ. В соответствии с этим они могли бы предсказать, что глобальный IQ должен был бы падать! Имея в виду, что ежегодное увеличение Ю не может быть приписано генетическим факторам, какие аспекты детской разделенной или неразделенной среды могут быть причиной его подъема? Ответа на этот вопрос на самом деле никто не знает, хотя предполагалось, что это может быть связано с улучшением питания (Flynn, 1993). Как было показано, витаминные добавки оказывают чрезвычайно сильное воздействие на интеллект, детей даже в Великобритании (Benton, Roberts, 1988). Однако увеличение Ю остается без объяснений. Пломин с соавторами (Plomin et el., 1985) предположил, что индивидуальная среда в детстве сама может быть подвержена влиянию генетических факторов; на первый взгляд, это кажется странным. Однако согласимся с тем, что интеллект и личность существенно зависят от генетических факторов. Представляется весьма вероятным, что умный ребенок будет активно искать интеллектуально стимулирующую среду, играя в шахматы, расспрашивая родителей о развивающих играх, занимаясь в школьных кружках, читая просветительские журналы и, может быть, находя таких друзей, которые также имеют способности выше среднего. Тогда окружение ребенка может определяться, по крайней мере частично, особенностями его генотипа (например, интеллектом). Жизненный стиль экстраверта (его индивидуальная среда) тоже может формироваться таким образом, чтобы позволить свободную peaлизацию экстравертированного поведения, в то время как невротик может формировать свой жизненный стиль так, чтобы он был максимально безопасным, предсказуемым и, насколько возможно, не подвергающимся угрозе. Следовательно, типы уникальных индивидуальных сред, в которых формируются индивидуумы, по крайней мере частично могут зависеть от особенностей их генотипов. Это интересная идея, которую еще только начинают исследовать. Наиболее интересное направление исследований связано с изучением действия отдельных генов на поведение и на оценки, полученные по тестам личности и способностей. Один из наиболее обещающих фактов здесь состоит в том, что выявлен ген, который, по-видимому, тесно связан с уровнем тревоги (Lesch et al., 1996). Обнаружение гена, который имеет такие сильные связи с психологическим конструктом, — большая удача, поскольку, как утверждалось ранее, мы должны были ожидать, что такие черты, как тревога, интеллект и экстраверсия, находятся под влиянием многих генов, каждый из которых оказывает сравнительно небольшое влияние. При всей значимости фактов, рассмотренных в этой главе, прежде чем переходить к следующей, необходимо напомнить об одной очень важной точке зрения. Вы должны помнить, что существует определенная оппозиция самому понятию «черта». Интеллект рассматривается не как реальное свойство людей, а как удобная социальная абстракция (Howe, 1988); такое же толкование со стороны некоторых социальных психологов получают личностные черты (Hampson, 1997). То обстоятельство, что и интеллект, и личностные черты имеют очень существенный генетический компонент, по-видимому, дает основание предполагать, что ни один из этих взглядов не является полностью оправданным и индивидуальные различия, которые мы измеряем посредством психологических тестов, представляют собой в значительной степени поведенческие следствия индивидуальных различий в некоторых биологических структурах.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...