Корреляции между тестовыми оценками в парах монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов (выросших вместе) по личностным шкалам, оценивающим три главных параметра личности: «экстраверсию — социа-бельность», «нейротицизм — эмоциональность» и «психотицизм — импульсивность». Взято из табл. 3.2 книги Закермана (Zuckerman, 1991).

Вы видите, что некоторые из этих исследований базируются на огромных выборках идентичных и неидентичных близнецов и имеет место значительная степень повторяемости результатов. Если бы генетические особенности не оказывали влияния на личность, то следовало бы ожидать, что внутрипарное сходство монозиготных и дизиготных близнецов по личностным чертам было бы примерно одинаковым. Это означает, что корреляции, представленные в колонках «МЗ» табл. 9.1, должны были бы быть примерно такой же величины, как корреляции по той же самой черте в колонках «ДЗ». Вам не нужен никакой особый статистический анализ, чтобы убедиться, что это совсем не так. Пары идентичных близнецов действительно имеют довольно похожий уровень экстраверсии (величины коэффициентов корреляции от 0,46 до 0,61), в то время как пары неидентичных близнецов обнаруживают тенденцию к значительно меньшему сходству по выраженности экстраверсии (коэффициенты корреляции варьируют от 0,06 до 0,42). Сходные тенденции могут быть установлены для двух других основных личностных черт.

Все это дает весомые основания для предположения, что три главные личностные черты имеют существенный генетический компонент. Если корреляции из исследований Флодеруса-Мирхе-да (выбранные потому, что они включают самые большие выборки близнецов) ввести в формулу, данную в ответе на задание 9.2, можно будет убедиться, что наследуемость экстраверсии составит приблизительно от 0,54 до 0,66. Установленное сходным образом влияние общей среды, по существу, равняется нулю.

Наряду с тем фактом, что общая среда играет незначительную роль и в детерминации интеллекта взрослого человека, последний из упомянутых результатов, я полагаю, — одно из наиболее замечательных открытий, сделанных вообще в психологии. При наличии всего, что было написано по поводу важности семьи в детстве, совершенно поразительно обнаружить, что личность, оказывается, почти не подвержена влиянию типа семьи, в которой она воспитывается. Никакого значения не имеет, воспитывается ли ребенок в доброй, нежной, любящей семье или же в семье, где есть насилие, — любые влияния на будущую личность ребенка должны быть описаны в понятиях генетических факторов, которые он наследует от родителей, а не в понятиях детского опыта самого по себе. Корреляции между генетически разными детьми, которые воспитываются (усыновлены) в одной и той же семье, обычно почти равны нулю (Закерман упоминает значение г, равное 0,07).

Как пишут Броди и Кроули (Brody, Crowley, 1995), «если влияния разделенной среды близки к нулю, большинство из переменных, которые обычно изучали возрастные психологи, имеют либо незначительное влияние на личность, либо не имеют никакого», и «это обычная ошибка — изучать средовые влияния на личность и интеллект, не учитывая возможные генетические эффекты». Поскольку в конечном счете все исследования приводят к одному и тому же выводу, трудно спорить с этим заключением. Поэтому кажется, что все теории развития, откровенно базирующиеся на средовых влияниях, т.е. теории Роджерса, Скиннера, Фрейда, Бандуры и т.д., просто некорректны (по крайней мере в том смысле, что семейное окружение явно не способно влиять на две основные личностные черты — на экстраверсию и нейроти-цизм). Подобные результаты совсем не популярны среди социальных психологов или социологов, и лично я желал бы, чтобы доказательства приводили к социальному объяснению личности и способностей, но они имеют прямо противоположный смысл.

Результаты дают основания полагать, что личность детерминируется совместным действием генетических факторов и особенностями индивидуальной среды детей. Последняя включает влияние определенных учителей на ребенка, «особенные» в каждом случае отношения между ребенком и другими членами его семьи или влияние друзей вне семьи. Однако это утверждение в определенной степени необходимо ограничить. Некоторые личностные черты (или виды поведения), как было установлено, подвержены существенному влиянию со стороны общей среды. Например, в исследовании близнецов, проведенном Стивенсоном (Stevenson, 1997), изучалась степень генетической детерминации просоциаль-ного поведения (эмпатии, поддерживающего поведения и альтруизма), асоциального поведения (агрессии, деструктивного поведения) и социабельности. Было установлено, что асоциальное поведение имеет сравнительно небольшую генетическую составляющую (0,24 в противоположность просоциальному поведению и социабельности: 0,54 и 0,67 соответственно), и это был единственный вид поведения, для которого влияние разделенной среды оказалось существенным (0,54 в противоположность 0,02 и 0,0 соответственно). Таким образом, становится ясным, что по крайней мере некоторые виды поведения могут формироваться семьей — просто так получается, что основные личностные черты этим путем не формируются.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...