Проблема генетики личности гораздо меньше дискутируется в литературе, чем генетические основы способностей, просто потому, что общество в действительности не слишком заботит, будет ли индивидуум иметь экстремально выраженный личностный тип. С индивидуумами, которые имеют три стандартных отклонения

выше среднего значения по шкале экстраверсии, в целом обращаются в значительной степени так же, как и с индивидуумами, которые имеют три стандартных отклонения ниже среднего значения. Их не поощряют (кто-то может добавить: «Слава Богу») развивать свою экстраверсию до ее максимального уровня. Уровень экстраверсии не будет влиять на ставки заработной платы. Таким образом, социальные последствия, обусловленные специфическим типом личности, менее заметны, чем последствия, обусловленные способностями.

В нескольких исследованиях изучалась степень генетической детерминации основных личностных черт. При этом использовались методы, описанные выше. Мы должны еще раз подчеркнуть, что позиция индивидуума на шкале конкретной личностной черты определяется аддитивными эффектами большого числа генов. Например, Джон Лоелин (Loehlin, 1992) использовал данные исследований близнецов и исследований приемных детей для того, чтобы определить степень, с которой каждый из личностных факторов «Большой Пятерки» Коста и МакКрея (Costa, McCrae, 1992a) зависит от генетических факторов. Значения наследуемости для этих шкал варьируют от 0,3 до 0,5 (с самыми высокими показателями наследуемости для наиболее хорошо согласованных факторов экстраверсии и нейротицизма). Закерман (Zuckerman, 1991) дал полезную сводку ранее опубликованной литературы, еще раз подтверждая, что

• показатели наследуемости значительны;

• влияние генетических факторов не исчезает в зрелом возрасте;

• разделенная (семейная) среда действительно играет крайне незначительную роль в детерминации личности в любом возрасте, а неразделенная (индивидуальная) среда — значительно более мощный источник влияний на все личностные черты.

Например, табл. 9.1 демонстрирует корреляции по показателям личностных тестов у монозиготных и дизиготных близнецов Для трех обобщенных типов личностных факторов (они сгруппированы, поскольку не все исследователи использовали одни и те же шкалы), а именно: «экстраверсия — социабельность», «нейро-тицизм — эмоциональность» и «психотицизм — импульсивность — социально неадаптивный поиск острых ощущений». Цифры в каждой колонке в определенной степени варьируют, поскольку в исследованиях использовались различные тесты (которые имеют разную степень надежности и валидности).

Таблица 9.1

Исследования

Воз-

Число

Личностные черты

раст

пар

Экстравер-

Нейроти-

Психотицизм

сия

' цизм

МЗ

дз

МЗ

дз

МЗ

дз

МЗ

дз

Loehlin, and

18

490

317

0,61

25

0,54

0,22

0,54

0,32

Nichols (1976)

Tellegenej'a/.

21

217

114

0,54

0,06

0,54

0,41

0,58

0,25

(1988)

Rose (1988)

14-34

228

182

0,60

0,42

0,41

0,22

0,70

0,41

Floderus-Myrhcd

17-49

2279

3670

0,47

0,20

0,46

0,21

_

etal. (1980)

Flodems-Myrhed

17-49

2720

4143

0,54

0,21

0,54

0,25

et al. (1980)

Rose etal. (1988)

24-49

1027

2304

0,46

0,15

0,33

0,12

_

Rose etal. (1988)

24-49

1293

2520

0,49

0,14

0,43

0,18

Eaves, Young

31

303

' 172

0,55

0,19

0,47

0,07

0,47

0,28

(1981)

Pedersen etal.

59

151

204

0,54

0,06

0,41

0,24

(1988)

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...