Что происходит, когда дети'становятся старше? Принято считать, что их окружение (опыт обучения, образование и т.д.) становится более вариативным и поэтому влияние генетических особенностей на способности должно уменьшаться. В действительности обнаруживается совершенно противоположное. Томпсон (Thompson, 1993, р. 112) приводит данные из Западного резервного близнецового проекта (базирующегося на 148 парах идентичных близнецов и 136 парах дизиготных близнецов в возрасте от 6 до 12 лет), в соответствии с которыми общие когнитивные способности на этом возрастном этапе имеют наследуемость, равную 0,5 (т.е. генетические факторы объясняют около 50% вариативности оценок, полученных детьми по тестам), общая среда объясняет дополнительно 42% вариативности, индивидуальная среда имеет относительно небольшой эффект. Другими словами, в этом возрасте «особенности семьи» и гены имеют приблизительно равное влияние на умственное развитие детей.

Позже влияние общесемейной среды почти исчезает. Когда те 'же самые эксперименты повторяют с младшими подростками, генетические влияния остаются в основном такими же, но влияние общей среды оказывается незначительным (LaBuda et al., 1987). Это поразительный факт. Оказывается, что в данном возрасте семейные условия, удобства, поддержка или разногласия, которые имеются в жизни детей, не играют просто никакой роли: их умственные способности, по-видимому, в равной степени зависят и от их генетических особенностей, и от уникальной индивидуальной среды. Начиная с младшего школьного возраста, общесемейная среда, в сущности, никак не сказывается на различиях в умственных способностях детей.

Это поднимает несколько интересных вопросов, касающихся эффективности вмешательства в образовательный процесс, так как говорит о том (как это и есть на самом деле), что любого средового воздействия (например, «тепличного» воспитания детей посредством увеличения доли индивидуальной среды) вряд ли достаточно для того, чтобы превратить каждого ребенка в гения, поскольку генетические факторы будут влиять на предельную интеллектуальную успешность ребенка. Реализованные в США программы Хэдстарт (Head-Start) включали одно- или двухгодичные занятия, предназначенные обогатить дошкольный опыт детей из социально депривированных условий. Сначала результаты казались впечатляющими, поскольку показатели IQ детей увеличивались более чем на половину стандартного отклонения. Однако, когда детей тестировали повторно, спустя 7—10 лет, оказалось, что те, кто принимал участие в программах Хэдстарт, имели показатели IQ, идентичные показателям контрольной группы. Другие исследования, включавшие более интенсивную стимуляцию начиная с более раннего возраста, обнаруживают после такого же периода увеличение IQ приблизительно на одну треть стандартного отклонения (Royce et al., 1983; Ramey, 1992). Эти факты заставляют предполагать, что эффекты обогащенной среды на некоторой критической стадии развития не так значимы, как ожидалось. Результаты подтверждают имевшиеся ранее доказательства того, что общий интеллект имеет существенный генетический компонент.

На самом деле, конечно, это не так уж и плохо. Это означает, что даже самые ужасные условия обучения будут не в состоянии «снизить» показатели 1Q всех детей. Оказывается также, что внесе-мейные факторы имеют значительно более могущественные влияния на показатели IQ подростков, чем влияния семьи, хотя семейные влияния могут быть очень важны для более маленьких детей. Наиболее постоянный результат этих сотен исследований состоит в том, что, по-видимому, некоторые дети действительно имеют определенные преимущества в жизни, когда дело касается показателя интеллекта, и что генетические влияния не уменьшаются с возрастом. Около 50% вариативности IQ можно объяснить генетическими особенностями индивидуумов, и это относится к взрослым по крайней мере в той же степени, как и к детям.

Это не значит, что не должны предприниматься попытки вводить дополнительные образовательные программы. В конце концов:

• обогащенные программы предназначены для повышения успешности обучения, а не показателей IQ, и поскольку исследования никогда реально не стремились поднять IQ, неразумно делать вывод о том, что, если они не могут этого сделать, вообще никакие программы не окажутся эффективными для повышения интеллекта;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...