Немногим проблемам в психологии было уделено так много внимания, как происхождению интеллекта: может быть, в этом отражается значимость, которую мы придаем данному понятию. Бушар и МакГи (Bouchard, McGue, 1981) сделали обзор более 140 исследований относительной роли генетических факторов, общей (разделенной) и индивидуальной (уникальной) среды в детерминации общего интеллекта. Их заключение (и оно полностью совпадает с более поздними доказательствами) состоит в том, что приблизительно 50% вариативности интеллекта взрослого и ребенка приписывается генам. Эти факты обычно являются предметом напряженных дискуссий со сторонниками средовой детерминации, такими, как Кэмин (Kamin, 1974), ожесточенно оспаривающими представленные доказательства. Однако большинство социальных психологов в настоящее время признают, что генетические факторы могут влиять на общий интеллект (Snyderman, Rothan, 1987). Их влияния могут быть обнаружены в самые ранние периоды жизни, хотя измерения когнитивных способностей у маленьких детей — это, по общему признанию, сложный и ненадежный процесс, и некоторые исследования не должны приниматься в расчет, так как в них использовались неадекватные тесты.

Пломин (Plomin, '1988) суммировал большое количество данных, взятых из исследований близнецов, семей и приемных детей. Они обнаруживают следующие факты:

• Пары идентичных близнецов, воспитанных врозь, имеют показатели IQ, корреляция которых равна 0,74 (тем самым предполагается, что генетические факторы объясняют около 75% вариативности IQ детей).

• Идентичные близнецы, воспитанные вместе, имеют показатели IQ, которые коррелируют на уровне 0,87, в то время как показатели IQ дизиготных близнецов (неидентичных), воспитанных вместе, коррелируют на уровне 0,53. Подставляя эти значения в формулу, взятую из ответа на задание 9.2, получаем, что наследуемость IQ составляет 2 (0,87 — 0,53) = 0,68, общая среда объясняет 2 х 0,53 — 0,87 ~ 0,19 вариативности IQ и индивидуальная среда объясняет оставшиеся 13% вариативности.

• Пары генетически не связанных детей, живущих вместе, а также приемные родители с приемными детьми обнаруживают корреляции по показателю IQ, равные соответственно 0,23 и 0,20, — это свидетельствует о том, что общая среда объясняет около 20—25% вариативности IQ.

По-настоящему интересные факты касаются относительного влияния общей среды на показатели IQ детей в разных возрастах. Теоретики (например, Скиннер) полагали, что детское окружение и детский опыт должны играть важную роль в окончательном когнитивном развитии детей. Так же, по-видимому, думают родители, которые оплачивают обучение своих детей в дорогих школах, чтобы развить их потенциал в полном объеме. Однако действительно ли общая среда в детстве влияет на показатели IQ в зрелом возрасте?

Ответ должен быть твердым: нет. Исследования пар генетически не связанных детей, воспитанных в ойних и тех же семьях, показывают, что корреляции между их показателями IQ во взрослом возрасте падают до нуля: среда, общая для них в детстве, не влияет на окончательные когнитивные способности детей (подчеркнем, что это в равной степени относится ко всем детям, а не только к приемным; их изучение просто позволяет элиминировать генетические влияния). Общие семейные влияния не вносят своего вклада в интеллект взрослого, каким бы он ни был, что, разумеется, хорошо Для тех детей, которые воспитываются в тяжелых условиях.

Во множестве исследований изучался общий интеллект идентичных и неидентичных близнецов, которые воспитывались в нормальных семейных условиях. Эти исследования базировались на достаточно больших выборках: одно только Луисвильское исследование включает 500 пар близнецов. Уилсон (Wilson, 1983) получил следующие внутрипарные корреляции показателей когнитивного функционирования близнецов в раннем периоде жизни. В интервале между 3 и 18 месяцами идентичные и неидентичные близнецы обнаруживают довольно близкие корреляции (в интервале от 0,55 до 0,70). Однако в возрасте 18 месяцев корреляции составляют 0,82 для монозиготных близнецов, но 0,65 — для дизи-готных. Значения коэффициентов корреляции в возрасте 24, 30 и 36 месяцев остаются, в общем, такими же. Это дает основание заключить (а вам следует проверить правильность заключения, используя формулы, взятые из своего ответа в задании 9.2), что генетические факторы, по-видимому, объясняют от четверти до трети вариативности когнитивных способностей даже у таких маленьких детей. Анализ более поздних возрастов свидетельствует о том, что наследуемость увеличивается от приблизительно 0,4 в возрасте одного года до 0,57 в возрасте четырех лет и до 0,7 в возрасте семи лет (Cherney et al, 1996).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...