Давайте рассмотрим, что влияет наличность или способности детей в семье. В предыдущем разделе я упоминал довольно расплывчатое понятие «средовые эффекты», полагая, что оно является всеобъемлющим для характеристики всего того, что не является генетическим. Однако генетики проводят различие между двумя типами сред. Первый тип — разделенная среда (иногда она называется общей средой и поэтому обозначается «С»*), т.е. это условия жизни и семейная специфика, которые являются общими для всех членов семьи. Она включает любые влияния, которые делают членов одной и той же семьи более похожими друг на друга: родительский доход, домашние условия, отношение родителей к образованию и дисциплине, питание и любые другие средовые события, которые, как ожидается, будут воздействовать на развитие всех членов семьи в одном и том же направлении.

* Аббревиатура английского слова common — общая, чаще обозначается как с2. (Прим. науч. ред.)

Однако существуют и такие влияния на ребенка, которые не разделяются другими детьми в семье. Дружеские связи вне дома (например, с одноклассниками), которые не распространяются на других членов семьи, хорошие (или плохие) отношения с конкретным учителем, последствия болезни, неспособность к учебе или озорство и любой другой опыт, который не переживается вместе с остальными членами семьи, формируют уникальную среду индивидуумов (обычно обозначаемую как «Е»*).

Разделенная (общая) среда состоит из влияний, которые будут приводить к повышению сходства членов одной семьи, в то время как уникальная (индивидуальная) среда включает средовые влияния, которые имеют тенденцию делать членов семьи, наоборот, непохожими друг на друга. Возможно, что кроме этих средовых воздействий на уровень некоторых черт дополнительное влияние будет оказывать генетическое сходство между генами семей. Мы условно обозначим влияние этих генетических факторов буквой «А»**.

Мы полагаем, что различия между индивидуумами по определенному тесту могут быть полностью описаны этими тремя источниками вариативности (общая среда, индивидуальная среда и генетическое сходство), каждый из которых может быть выражен числом в диапазоне от 0 до 1. Итак, мы можем записать:

общая вариативность = 1 — А + С + Е.

Главная цель генетического анализа — установить значения А, С и Е в приведенном выше уравнении. Это значит определить относительный вклад генетических факторов, общей и индивидуальной сред в детерминацию определенного поведения.

Интуитивно понятно, что единственным фактором, который мог бы заставить «семью» детей, не связанных генетическим родством (т.е. усыновленных или принятых на воспитание), показывать сходные баллы по тесту, должна быть общая среда. Единственным фактором, который мог бы заставить идентичных близнецов, воспитанных в одной и той же семье, иметь разные оценки по тестам, должно быть влияние индивидуальной среды (поскольку их генетические особенности и общесемейная среда одинаковы).

* В отечественной психологической литературе в качестве понятия, адекватного non-shared environment (неразделенная среда), используется уникальная, или индивидуальная, среда; чаше обозначается как е или е2. (Прим. науч. ред.)

** В литературе по генетике (в том числе по психогенетике) принято обозначать буквой G (genetics), (Прим. науч. ред.)

Единственным фактором, который мог бы заставить идентичных близнецов, разлученных при рождении и воспитанных в разных средах, иметь сходные уровни черты, должно быть их генетическое сходство (поскольку их общая и индивидуальная среды абсолютно различны). Таким образом, необходимо только предъявлять тест этим детям и подсчитывать корреляции между полученными оценками у членов этих групп, чтобы иметь возможность сделать некоторые весьма значимые заключения о том, насколько наследуема та черта, которая измеряется тестом. Можно также выполнить несколько любопытных вычислений, базирующихся на относительном сходстве тестовых оценок идентичных (монозиготных) и неидентичных (дизиготных) пар близнецов.

Задание для самопроверки 9-2

Поскольку дизиготные близнецы имеют половину общих генов и общую среду, мы можем записать rdz= 0,5A + С, в то время как для монозиготных близнецов гмг= А + С. Попытайтесь использовать несколько элементарных алгебраических приемов, чтобы упростить эти два выражения для А и С.

Представьте себе, что многим парам дизиготных близнецов был предъявлен один и тот же тест способностей и корреляция полученных оценок равна г = 0,4. Далее эксперимент был повторен с монозиготными (идентичными) близнецами и получен г = 0,6. Какие выводы вы можете сделать по поводу относительной значимости генетических особенностей, общей (разделенной) среды и индивидуальной (не-разделенной) среды?

Существует две важные проблемы в связи с исследованием, рассматриваемым в задании 9.2. Первая из них заключается в том, что необходимо принять постулат, согласно которому монозиготные близнецы не более похожи, чем дизиготные, по средовым (а не генетическим) переменным, например, по манере одинаково одеваться. Вторая проблема появилась из-за того, что ошибка измерения (т.е. ошибка, которая возникла при использовании ненадежного теста или из-за неправильной диагностики зиготности близнецов, когда близнецов считают идентичными, в то время как они таковыми не являются) может быть включена в вариативность, обусловленную уникальной средой. Представьте себе, что были выявлены корреляции, равные нулю, у монозиготных и дизиготных близнецов из-за того, что тест содержал большое количество ошибок измерения. Вам следует самим проверить (используя уравнения, данные в ответах к заданию 9.2) и убедиться в том, что генетические эффекты и общая среда, по-видимому, не будут оказывать влияния на черту и вся вариативность будет объясняться индивидуальной (уникальной) средой. Следовательно, в типичном эксперименте (где присутствует лишь некоторая ошибка измерения) мы можем ожидать, что эффект уникальной среды будет несколько переоцениваться. Статистики разработали способы коррекции формулы, чтобы сделать соответствующую поправку. Однако данный вопрос слишком насыщен деталями, чтобы его здесь рассматривать.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...