Эмпирическое исследование связей стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности
Методы исследования
В рамках описанной выше программы исследований (см.: раздел 3.2) наряду с четырьмя основными когнитивными стилями ( полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлективность, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость контроля) в каждой из пяти серий исследований фиксировались разные показатели интеллектуальной продуктивности. Для оценки интеллектуальной продуктивности использовались следующие методики:
• субтест шкалы Векслера «Сходство»; показатель — количество баллов (первая серия);
• тест Равена; показатель — количество правильных ответов (вторая, третья, четвертая, пятая серии);
• методика «Множественная классификация»; показатель — коэффициент понятийного обобщения (см. подробнее раздел 3.2) (третья серия);
• методика «Формулировка проблем»; показатель — количество сформулированных проблем в связи с заданными понятиями (см. подробнее раздел 3.2) (третья серия);
• оценки учебной успеваемости; показатель — среднее значение экзаменационных оценок по двум сессиям (третья серия);
• социометрическая методика; показатели — количество положительных и отрицательных выборов в студенческой группе по критериям интеллектуального лидерства (третья серия).
Результаты и их обсуждение
Ниже приводится сводная таблица по пяти сериям исследований, в которой указана величина коэффициентов корреляций (по Спирмену) соответствующих показателей интеллектуальной продуктивности с основными показателями четырех когнитивных стилей (табл. 8): ПЗ/ПНЗ — полезависимость/поленезависимость; И/Р — импульсивность/рефлективность; УДЭ/ШДЭ — узкий/широкий диапазон эквивалентности; Р/Г — ригидность/ гибкость познавательного контроля.
Очевидный, точнее, наглядный вывод из таблицы 8 следующий: значимых связей между продуктивными и стилевыми свойствами очень мало, во всяком случае, их значительно меньше, чем это ожидалось теоретически. В то же время анализ обнаруживших себя связей свидетельствует о существовании достаточно избирательных связей между этими переменными.
Таблица 8 Корреляционная матрица, иллюстрирующая соотношение продуктивных и стилевых показателей интеллектуальной деятельности
№ серии исследований и показатели продуктивности | ||||||||
пз/пнз |
И/Р |
УДЭ/ШДЭ |
Р/Г | |||||
время ответа |
время ответа |
количество ошибок |
количество групп |
количество един, групп |
мчо |
время интерференции |
Т/Г, | |
I. Субтесг «Сходство» (баллы) |
-.37* |
- |
- |
- | ||||
П. Тест Равена (количество правильных ответов) |
- |
.43* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
III. Тест Равена (количество правильных ответов) |
- |
- |
-.63** |
- |
- |
- |
- |
-.48** |
Методика «Формулировка проблем» (количество проблем) |
-.39* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Методика «Множественная классификация» (коэффициент понятийного обобщения) |
-.48** |
- |
- |
-.63*** (слова) -.43* (точки) |
-.51** (слова) |
.46* (слова) .41* (точки) |
- |
- |
Успеваемость |
-.40* |
- |
- |
- |
- |
.42* |
- |
- |
IV. Тест Равена (количество правильных ответов) |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
V. Тест Равена (количество правильных ответов) |
- |
- |
- |
- |
- |
Смотрите также
Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными.
С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто
количество переменных ...
Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование,
в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы),
поддерживает остальные не ...
Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких
целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет
собой процесс построения и проверк ...